Огни большого города

Где ночь переждать да днем постоять могут фуры?
Где ночь переждать да днем постоять могут фуры?

Помните, как героиня Елены Яковлевой в фильме "Интердевочка" разделалась с фурой, которая заняла весь тротуар перед ее домом? Правильно: скрутила ниппель у колеса... Так решили проблему в одном отдельно взятом советском дворе. А как решить ее нынче в масштабе всей страны?

Это только в песне из "дальнобойщика" можно сделать романтика, а в жизни он со своей махиной, скорее, напоминает сказочного персонажа (не в обиду водителям будет сказано) - дурака с дверью, который носится с ней везде, потому что негде оставить.

...Через нашу страну в сутки проезжают сотни автопоездов. Некоторые предпочитают останавливаться на ночлег в городах. Но фура, чай, не иголка в стоге сена. Стоянок и паркингов для обычных машин не хватает, что уж говорить о "большегрузах". Вот и оседают они на небольших улицах близ кольцевой. Между тем "поведение" крупногабаритного транспорта и в городской черте, и за ее пределами строго регламентировано. В ПДД четко прописано, где автомобиль имеет право останавливаться, а в каких местах стоянка запрещена, куда разрешено заезжать, а куда путь закрыт. На бумаге все выглядит гладко. Но как в действительности соблюдаются установленные правила?

На небольшой улице Прилукской в Минске сразу три общежития. Два из них - "шоферские": троллейбусного и автобусного парков. Несколько лет тому назад на этой улице ровными рядами стояли "Икарусы". Сейчас - личные автомобили и частенько фуры. Жители говорят: иной раз обочину так "нашпигуют", что двум машинам на дороге ну никак не разъехаться! Но самое интересное начинается утром, когда "большегрузы" заводятся, окутывая двор выхлопными газами. Шум от работающего мотора становится невыносимым - "дома-то старые, стеклопакеты никто не вставлял".

А начиналось все давным-давно, когда один из "дальнобойщиков" показал на карте эту тихую минскую улочку своим коллегам, искавшим "пятый угол" в Минске, чтобы переночевать без приключений. Явочный адресок до сих пор передается, как вымпел, с пометками от руки в атласе. Точь-в-точь как на картах учебников истории помечают стоянки первобытных людей!

Хотите - верьте, хотите - нет, но несколько лет назад "дальнобойщик" своей парковкой поставил крест на личном счастье моего товарища. Дело было так. Обыкновенный, "клонированный" дворик одного из "спальных" районов Минска, а точнее, в Малиновке. Там, на узенькой улочке Белецкого, несколько лет тому назад разыгралась настоящая драма. Мой сокурсник решил жениться, снял отдельную квартиру и приехал на арендованной у отца машине за любимой девушкой, которая жила в этом дворе. Поздно ночью, когда с будущей тещей все было оговорено, случилось страшное.

Оставалось погрузить в багажник приданое: подушки, одеяло, чашки... Увы, из двора в тот вечер авто так и не выехало: чья-то фура припарковалась рядом, заехав передним колесом на бордюр и заслонив весь белый свет! Короче, "дальнобойщик" подпер автомобиль. И тем самым переехал, как комбайном, свадьбу моего лучшего друга: молодые люди расстались, не съехавшись. Будущая теща воспользовалась моментом, чтобы поставить диагноз: "Он тебе не пара!"

И вот я снова в этом дворе. На скамеечках, о чем-то оживленно беседуя, расположились несколько старушек, в песочнице под неусыпным взором родителей резвятся ребятишки. Припаркованная фура уже не та, но выглядит столь же неуместно.

- Не опасаетесь громадины? - интересуюсь я у молодой мамаши. И по выражению ее лица понимаю, что попал в точку.

- Еще как, - в голосе женщины звучит смесь обиды и негодования.

- А как шумят эти машины, как дымят, когда мотор свой заводят, - дышать нечем, - подключается к нашему разговору пенсионерка.

На вполне логичный вопрос, обращались ли жильцы в ГАИ, к моему неподдельному удивлению они помотали головами.

- Вот когда им кто-нибудь шины проколет, тогда будут знать! - на прощание бабушка грозно машет в сторону незваных гостей рукой.

Сам же водитель не был расположен к предметному разговору, всячески давая понять, что присутствие автора этих строк его явно тяготит. Единственное, что с большим трудом удалось выяснить, он-де и рад ночевать "где положено", но в окрестностях Минска все специально отведенные места недоступны из-за их малочисленности, скромной вместительности и дороговизны. А отсюда, с улицы Белецкого, можно без проблем доехать до кольцевой и пойти в объезд города...

Литовец, прикорнувший в своей "Скании" на улице Лынькова, был немногим словоохотливее.

- Лучше штраф заплатить, чем рисковать сохранностью груза, - высунул он заспанную физиономию из кабины. - В городе хотя бы безопаснее, а на трассах куковать не решаюсь. В Минске специализированных стоянок не знаю, поэтому паркуюсь где придется...

Словом, из собственных наблюдений и рассказов знакомых "дальнобойщиков" я установил: в основном "большегрузы" предпочитают парковаться на небольших, но освещенных улочках, недалеко от кольцевой. Ночуют прямо в кабинах. Вряд ли это положение их устраивает. Почему не сменят на мягкую постель какой-нибудь гостиницы? Увы, недорогих отелей с охраняемыми парковками не хватает, да и расположены они в основном около границы. А если ночь застала в пути? Бывает, везут товар из Польши, из Германии - без отдыха никак не обойтись. Вот и вынуждены останавливаться в городской черте. Во многом исходя из соображений безопасности.

В этой ситуации, пожалуй, горожанам можно только посочувствовать. Они вынуждены терпеть шум, вдыхать выхлопные газы и испытывать неудобства... Иногда припарковаться в собственном дворе невозможно: представляете, сколько места занимает фура! Даже развернуться автопоезду на многих перекрестках проблематично, "дальнобойщикам" приходится наматывать круги. Это провоцирует заторы и пробки. К тому же, к примеру, на улице Городецкой автопоезда частенько паркуются около "зебры", из-за них не видно пешеходов. Чем не аварийная ситуация?

- Проблема есть, пусть и не масштабная, - не стал скрывать заместитель начальника Минской ГАИ Владимир Пиульский. - Хотя специальных рейдов мы не проводим, но инспектора всегда обращают внимание на фуры, припаркованные у обочины. Стоянка в городе для них запрещена вне специально выделенных мест. Конечно, стараемся войти в положение "дальнобойщиков". Всякие ситуации бывают, однако закон есть закон.

...Надо заметить, пока минчане с сердечным пониманием относятся к "дальнобойщикам". Во всяком случае, при мне шины прокалывать никто не собирался. Впрочем, приятное соседство не бывает вечным.

Кстати

Из Правил дорожного движения. Пункт 145.2. Запрещается стоянка транспортных средств с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны вне специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком "Место стоянки" ("Место отдыха").

А как у них?

В Польше можно припарковаться на ночь и на заправочных станциях, и на специальных платных стоянках. Специальных площадок (на водительском жаргоне "пятаков") вдоль основных трасс хватает, ночлег там обойдется от 3 до 10 евро. Дорожная инфраструктура России вполне сопоставима с белорусской. Но там по-прежнему очень остро стоит проблема рэкета. Зачастую "дальнобойщики" лишаются не только перевозимого груза, но и здоровья, а иногда и жизни. Поэтому близ российских трасс водители лишний раз предпочитают не останавливаться.

Компетентно

Начальник отдела информации Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков Геннадий Корсак:

- У минских грузоперевозчиков есть в городе свои собственные автостоянки, а транзитникам въезд в Минск строго запрещен. Они объезжают его по кольцевой. Фура - машина немаленькая и далеко не в каждый двор может заехать. Хотя если, как вы говорите, район "спальный", находится недалеко от МКАД, то вполне возможно, что некоторые водители осознанно нарушают. Но для Минска, подчеркиваю, это единичные случаи.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter