Огненное одиночество стариков

Может ли безопасно жить в одиночестве 90—94-летний человек?

Утром в отдаленную деревушку Полоцкого района приехала проведать маму дочь-горожанка. И нашла тлеющие угольки на месте родного дома. Женщина тут же позвонила в отдел по чрезвычайным ситуациям, для сотрудников которого это тоже стало новостью. Как оказалось, пожара, в результате которого был уничтожен дом и погибла его 80-летняя хозяйка, в малонаселенной деревушке с хуторским расположением дворов просто не заметили…

Более счастливый конец у аналогичной истории, случившейся в этом же районе чуть позже. Спасателей, пусть и не совсем вовремя, вызвала соседка 94-летней сельчанки, дом которой к тому времени уже полностью был объят огнем. Бабушке удалось спастись — услышав сигнал пожарного извещателя, она вышла из помещения самостоятельно. В чем причина пожара? По предварительной версии специалистов, старушка просто как следует не закрыла дверцу печи, откуда и просыпались на пол угли. Теперь после выписки из больницы бабушка будет жить у сына в городе.

Это декабрьская статистика. Чуть раньше похожая трагедия случилась в Глубоком, где погибла 82-летняя больная пенсионерка, за которой ухаживала 85-летняя сестра. Обе бабушки отказывались от помощи социальной службы. Аргументы — их поддерживает приезжающая из России дочь одной из сестер. Но даже если представить себе, что соцработник, как положено, два-три раза в неделю наведывался бы к одиноко проживающим глубочанкам, это, согласитесь, вряд ли спасло бы их от пожара, причиной которого стала обыкновенная свеча.

Тот, кому, к счастью, еще ни разу не приходилось ухаживать за престарелым человеком, может не понять суть проблемы. От случайностей никто не застрахован. Ну, живет себе 80—90-летний пенсионер в одиночестве, и живет. Раз в неделю приезжают дети, иногда наведывается соседка — в чем, собственно, сложность? Покушать есть что, печь исправна, электропроводка в порядке…

Да, конечно же, безопаснее было бы забрать бабушку-дедушку к себе, избавить от опасного одиночества. Но… Многие родственники в подобных случаях ссылаются на нежелание пожилого человека покидать родные стены. Такие аргументы совсем не убедительны. Признайтесь сами себе — это не желание угодить «капризам» родителя, а простое самоуспокоение, самооправдание. Пожилой человек в доме не всегда «вписывается в интерьер», требует постоянного внимания, каких-то уступок как в психологическом, так и в территориальном плане.

Но подумайте сами: может ли безопасно существовать в одиночестве 90—94-летний человек? Сегодня и в 40 лет людям присуща забывчивость, неосторожность, что уж говорить о столь почтенном возрасте…

Да, старость — это стресс, беспомощность — трагедия. Человек до последнего не хочет осознавать, что он уже не в состоянии жить и обслуживать себя самостоятельно. Сопротивляясь стремительному течению времени, он пытается отстоять свое право выбора, перечисляя в уме множество «плюсиков» в пользу одинокой жизни. От «не хочу ничего менять», «умру в своей хате», «зачем мешать детям?», «мне так спокойнее» до «разграбят за зиму хату» и «на кого я кошку оставлю?» — сомнительных доводов может быть множество. Но важны не они. Важно то, насколько трезво и здраво сам человек в таком возрасте может оценить свое состояние? Вот здесь и нужно помочь ему сориентироваться, убедить, избавить от сомнений, своей заботой и любовью свести на нет трудности адаптации на новом месте, обеспечить безопасную и в то же время содержательную жизнь в кругу родных и близких.

P.S. По информации Витебского областного управления МЧС, с начала осени на Витебщине в результате пожаров погибло уже свыше двух десятков пенсионеров… Новый год также нельзя назвать благополучным для стариков. В Сенненском районе уже погибла 92-летняя бабушка, которая включала свет в доме с помощью спичек…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter