О древнем празднике Купалье

Огненное колесо

Кто из нас не любит смотреть на огонь? Сосредоточенно, спокойно и в то же время настороженно. Или на текущую воду. Даже маленькие дети, сидя на мостике, свесив ноги в воду, глядят в прозрачную глубину зачарованно: на извивающиеся зелено–желтые водоросли, на камешки, ракушки, на мелких рыбок, которые ударяются в ноги, щекочут... Из этого ряда и медленно летящие по небу облака, клубящиеся, меняющие очертания, превращающиеся то в птиц, то в рыб, то в лошадей, то в деревья и горы, то в огонь...


Фото: www.drive2.ru

Почему это нас так привлекает? И детей, еще неразумных, и людей, что–то важное понимающих, и стариков на излете долгой жизни. Смотришь, молчишь, и кажется, что вот–вот что–то тебе откроется, поймешь что–то такое важное, ну такое, что сможет объяснить тебе все на свете. Все, до этого момента сложное и почти непроизносимое, вдруг станет ясным, словно опадет шелуха, оголит скрывающуюся истину. И тогда тебе уже не понадобятся ни даже правильные, а потому очень красивые слова: ни стихи, ни песни, ни теоремы с формулами, ни законы с правилами. Ты все поймешь! Вдруг и навсегда!

Вот еще, раньше я никогда не задумывался: почему люди с удовольствием, очень долго валяются на пляже? Лежат, раскинув руки или подставив спину солнцу. Лежат, абсолютно ничего не делая. Или почему мы так любим шашлык? Не улыбайтесь, я вполне серьезно. Врачи–диетологи говорят, что это не очень полезное блюдо. Куда лучше приготовить мясо на пару или отварить. Но нам нравится шашлык. Если честно, то только недавно я прочел объяснение двум этим привычкам. Оказывается, что это все пришло к нам и осталось с нами с тех доисторических времен, когда люди жили в лесах. Огонь для них был великой ценностью, как и приготовленное на нем мясо. Прошло много тысяч лет, а любовь к мясу, поджаренному на огне, сохранилась. А наша любовь валяться на песке у воды объясняется так же просто. Наши предки поняли, что в море можно собирать ракушки и прочих моллюсков. Вот они и бродили часами до одурения по отмелям, собирая дары моря. Выбирались, уставшие, на берег и лежали на песке или камешках, отдыхая и набираясь сил. Кстати, только человеческий рот так хорошо приспособлен к тому, чтобы высасывать из моллюсков питательное и нежное мясо. Вот как все просто...

Года четыре назад в Минске, на набережной Свислочи, я сделал несколько фотографий. В реке плавали купальские венки, отражались город, телевизионная башня. На следующее утро я уехал в деревню. В девять утра я уже подходил к ней. Моросил теплый дождик, пахло мокрой травой и горелой резиной. И дым жался к земле, к траве, к мутным лужам на дороге. Ночью в деревне праздновали Купалье, и догорающее колесо было частью праздничного ритуала. Я поспешил скорее пройти сквозь клубы вонючего дыма. Признаюсь, что тогда я посмотрел на остатки тлеющего и догорающего большого черного колеса, на проволоку, похожую на скелет, и не задумался. Торопился под крышу.

К своему стыду, только в этом году додумался, что ту черную автомобильную покрышку подожгли не случайно. Что уже лет сорок, а может, и чуть больше в день летнего солнцестояния жгут костры именно из покрышек: от колес тракторов, автомобилей. И не только на Витебщине, а по всей Беларуси. Иногда покрышки скатывают с горы. Они катятся, горят, рассыпая искры, а молодежь радуется и восторженно кричит.

Так вот, колесо из той же оперы, что и шашлык, что и валяние на пляже. Древнее действие, доставшееся нам от очень далеких предков. Только предки жгли старые колеса от телег, а мы (ну где же сегодня взять настоящее деревянное колесо) поджигаем автомобильные покрышки. Все же двадцать первый век на дворе. То старое колесо с деревянными спицами, ободом и ступицей у наших предшественников символизировало солнце. А купальские венки, те, которые девушки в воду бросают, плели из диких трав и цветов. Именно в эти летние дни в лесных и луговых цветах и травах собрана вся целительная сила, так говорят травники, так говорят и ботаники...

То, что многолетнее растение папоротник размножается спорами, знают все, в школе учили. Знают, но тем не менее идут короткой купальской ночью в темный лес, где ищут таинственный и волшебный цветок — «папараць–кветку».

Этого я пока объяснить не могу. Может, кто знает?

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 117 (24999). Среда, 22 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter