Количество безработных в стране уменьшилось, а средняя зарплата устремилась в рост

Огласите весь список вакансий

«Уровень безработицы составляет 100%, если без работы остались вы», — иронизировал американский специалист по менеджменту Дэвид Курц. На самом деле тема занятости, конечно, не повод для шуток. И все же справедливости ради следует сказать: многие настолько увлеклись глобально–кризисными стереотипами, что не замечают главного. Того, что в Беларуси явно наметились поводы пусть для осторожного, но все же оптимизма.

Фото  Виталия  ГИЛЯ

По данным Белстата, количество безработных в стране за прошлый год уменьшилось на 18,5%. Число тех, кто не имеет работы и зарегистрирован в органах по труду, занятости и соцзащите, на конец 2016–го составило 35,3 тыс. человек. При этом уровень зарегистрированной безработицы к концу декабря составил 0,8% от экономически активного населения, в то время как годом раньше он составлял 1%. Изменилась и пропорция спроса и предложения рабочих мест. К концу прошлого года на 100 заявленных вакансий приходилось 98 безработных, годом ранее — 151 человек.

Еще один позитивный момент. В декабре средняя зарплата не только завершила трехмесячное падение, но и преодолела планку в условные 400 долларов. При этом рост произошел во всех регионах страны. Понятно, что речь идет о «средней температуре по больнице» — и немало скептиков привычно ерничают по этому поводу. Дескать, я ем чистое мясо, ты — капусту, но в среднем мы с тобой питаемся голубцами. Однако для экономического анализа рост средней зарплаты — фактор более чем значимый. И серьезный шаг к намеченным пятистам. Кстати, важный нюанс. На интернет–форумах вовсю гуляет заманчивый, но в корне неверный мем «всем по пятьсот». Но речь на самом деле идет о среднем уровне зарплаты! Да и вряд ли согласятся на 500–долларовый эквивалент доходов, скажем, страховщики и финансисты — их средний заработок в декабре превышал 1.400 условных единиц. Или работники сферы грузовой авиации — 1.220 долларов в эквиваленте. О программистах (более 1.780 у.е.) и говорить не стоит. Профессура, кстати, получает куда меньше. Между тем уравниловку в сфере оплаты труда профессор экономического факультета БГУ Борис Паньшин считает совершенно недопустимой:

— 500 долларов — это просто обозначенный маяк. Ориентир. Понятно, что никогда айтишники не сравняются в зарплатах, скажем, с дворниками. Что будут оставаться как высокодоходные сегменты, так и социально значимые. Просто люди хотят справедливой и достойной зарплаты. И это естественно.

За выкладками же Белстата профессор усматривает хороший стимул для дальнейшего развития страны. При условии грамотного распоряжения ситуацией:

— Статистика, как и факты, — вещь упрямая. Если мы фиксируем даже небольшое снижение безработицы и рост средней зарплаты — это весьма позитивные факторы. Теперь следует тщательно присмотреться к направлениям, продемонстрировавшим такие точки роста. И перенести этот опыт на другие направления. Думаю, если пойти по пути создания местных производств, удалось бы преодолеть немало нынешних трудностей в сфере занятости. Главный потенциал роста новых рабочих мест — малый и средний бизнес. Причем не только в городах, но и сельской местности. Кстати, с началом весны занятость в стране еще больше повысится: начнется дачный сезон с традиционной нагрузкой на сферы транспорта, стройматериалов и т.д. Так что есть основания полагать, что позитивные тенденции продолжатся.

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 18 (25153). Пятница, 27 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter