Офицерская наука

За пять лет учебы выпускники факультета внутренних войск получают два образования
За пять лет учебы выпускники факультета внутренних войск получают два образования

Чем отличается курсант факультета внутренних войск Военной академии от студентов гражданских вузов? Конечно, есть различия чисто внешние: будущему офицеру незачем придерживаться модной расхлябанности в одежде — он всегда в отутюженной военной форме, ему претит понятие «прогулять пару» и во время лекций он не строчит эсэмэски, а дисциплинированно отключает мобильник. Однако же главное отличие в том, что за 5 лет учебы студент получит одну профессию, а курсант — две: военного управленца и юриста.

Учебная тревога

Четверокурсников факультета я застала в «Городке криминалистики» — на специальной площадке, где смоделированы наиболее частые «уличные» преступления: взлом торгового киоска, стрельба по жилому дому, угон машины. Курсанты учились осматривать место происшествия: исследовали оброненный бандитами чек из супермаркета, разглядывали срез на дужке навесного замка, фотографировали след от автомобильной покрышки. Пусть их будущее дело — не скрупулезно, словно Анастасия Каменская, расследовать запутанные криминальные истории, а ловить преступников по горячим следам (работать выпускники будут в патрульно–постовой службе), однако навыки сыщиков не помешают. Друг на друге курсанты учатся составлять фоторобот, снимать отпечатки пальцев, определять размер и тип обуви...

— В мое время учиться было гораздо сложнее, — вспоминает начальник кафедры юридических дисциплин Олег Шелков. — На выполнение заданий из тетради для практических работ по криминалистике мы тратили по два месяца: нужно было подписать все части тела человека, разобраться в узорах пальцев, выучить составные части фотоаппарата, наловчиться с нужных ракурсов снимать людей и здания, затем кадры самостоятельно в лаборатории проявить и напечатать. Нынешним курсантам проще — практикум выполняется на компьютере: можно пользоваться электронной базой законов, энциклопедиями из Интернета, цифровым фотоаппаратом.

Недостатка в технике на факультете я и вправду не заметила: десятка два новых персональных компьютеров, ноутбуки, современный диапроектор, электронные книги и справочники, фотоаппараты... Да и сами курсанты материальной базой довольны: как говорит Денис Толстыко, такому оснащению могут позавидовать некоторые другие факультеты академии.

Нерядовая жизнь

Четверокурснику Денису Толстыко — 21 год. Почему пошел именно во внутренние войска? Знал от старших друзей, что здесь дают отличное образование, прививают любовь к спорту, да и просто хотелось приносить пользу людям. Академия помогла объединить все три желания. И хотя в Борисове у Дениса остались любящие родители и младший брат Саша, однако собственную семью он планирует создавать в Минске — вместе с дорогой сердцу девушкой Светой, студенткой педуниверситета.

— Любимые предметы? — несколько удивленно переспрашивает Денис. — Вероятно, те, которые уже совсем скоро — через полтора года — пригодятся в работе: уголовное, административное и трудовое право. На занятиях я впервые узнал, что контракт — это вовсе не синоним трудового договора, теперь и к другим терминам стану относиться скрупулезнее: буду не «отгадывать», а смотреть определение в справочнике. В личной жизни, бесспорно, пригодится знание семейного права — первым делом распределю с супругой домашние обязанности. И вообще, плохо учиться на нашем факультете просто невозможно. Во–первых, преподаватели настолько интересно преподносят материал, что нельзя его не впитать. Во–вторых, у нас строгий распорядок дня и воинская дисциплина: здесь не существует такого студенческого понятия, как «прогулять пару». В–третьих, после занятий нам отводятся 3,5 часа на самоподготовку к семинарам и выполнение рефератов: не будешь же смотреть в окно, когда рядом корпят над тетрадями твои друзья.

Курсанты уже сейчас знают название своей первой должности: командир патрульного или стрелкового взвода.

— Раскрой секрет: какие планы на будущее? — интересуюсь у курсанта.

— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, — поговоркой отвечает Денис.

— То есть — министром внутренних дел? — решаю уточнить я.

— Как судьба распорядится, — скромничает курсант Толстыко.

Командирский час

— Перефразируя известную мудрость, одна профессия хорошо, а две — лучше, — улыбается Олег Шелков. — Первый контракт с 42 нашими выпускниками заключается на пять лет, после — как сложится. Большинство останется в войсках — ведь уже решили связать с ними жизнь, некоторые уйдут на гражданку: кто–то станет бизнесменом, кто–то управленцем, но юридические знания пригодятся в любом случае. Раньше ведь как было: до 1997 года мы присваивали курсантам гражданскую специальность инженера по эксплуатации автобронетанковой техники. Попробуй найди на гражданке работу по такой специальности! У уволившегося же из внутренних войск юриста проблем с трудоустройством не возникнет: достаточно будет лишь обновить и углубить полученные на факультете знания. Учиться наши курсанты умеют и любят!

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter