За освобождение Комарина и Брагинщины звания Героев Советского Союза были удостоены 398 воинов

Офицер – граната

Белорусско–украинская граница. Южная точка Гомельской области. Городской поселок Комарин Брагинского района, биография которого насчитывает больше шести веков. Разные были зарубки на ленте его истории. Но самые глубокие — осень 1943 года, когда комаринская земля стала началом освобождения Беларуси. Именно здесь советские войска зацепились за правый берег Днепра и уже не отступили. За бои в тогдашнем Комаринском и Брагинском районах звания Героев Советского Союза были удостоены 398 воинов! Здесь же упокоились свыше 3,5 тысячи наших дедов и прадедов.

Константин Мищенко, заместитель директора Гомельского областного музея военной славы, — из этих мест. Вырос в Брагинском районе. Долгие годы здесь работал. Вспоминает далекое детство у бабушки в деревне:

— Она застала войну. И во время оккупации жила здесь. Рассказывала, как только наши части 13–й армии освободили Комарин и первые несколько деревень, а было это 23 сентября 1943 года, в их доме расположились офицеры. Каждый день уходили ребята и каждый день были потери. Немцы навстречу нашим частям направили танки. И вот, чтобы не дать опрокинуть советские части обратно в Днепр, бойцы бросались под гусеницы с гранатами, собой подрывали «железо». Бабушка так и говорила: «Офицер — граната». Наши буквально намертво вгрызались в родную землю, чтобы только удержать. Бились за каждую пядь.

Константин Мищенко, заместитель директора областного музея военной славы, показывает место форсирования Днепра

Асфальтированная дорога пронизывает приземистый Комарин с лубочными домиками, утопающими в зелени. Упирается в парк, за которым открывается лента Днепра. Впрочем, здесь он сравнительно узкий. Константин Сергеевич показывает на склоны реки, где начиналось успешное форсирование:

— Склон низкий, пологий. Здесь легче было штурмовать. С берега — и во вражеские траншеи. У Лоева куда сложнее, берега там высокие, обрывистые...

Собеседник издалека подступается к еще одной странице комаринского прорыва, которая только сейчас наполнилась подробностями:

— Думаю, слышали о роте Героев...

— Та, в которой 16 воинов были удостоены звания Героев Советского Союза за форсирование Днепра?

— Именно. 5–я рота 2–го батальона 218–го полка 77–й стрелковой дивизии во главе с 23–летним гвардии лейтенантом Меликом Магерамовым. Бойцы приблизительно одного возраста — 18 — 20 лет. Были среди них и 17–летние ребята. С 26 на 27 сентября в течение 20 минут, пока немцы не замечали движения по реке, им удалось высадиться и захватить первую линию траншей противника. В жесточайшем бою рота удерживала плацдарм на протяжении 12 часов. Но вот деталь — где именно происходили эти события, на каком участке Днепра? Нигде в документах это не указывалось. Точный ответ удалось найти благодаря воспоминаниям командира 15–го стрелкового корпуса 13–й армии Ивана Людникова. Так вот, он прямо называет место: «Первыми в полку переправились на правый берег реки и отличились в боях на плацдарме возле деревни Галки гвардейцы 5–й стрелковой роты, которой командовал Магерамов». Взгляните на карту. Это территория тогдашнего Комаринского, а ныне Брагинского района. Участок между деревнями Галки и Вялье. Деталь? Да. Но важная для нас и для точности истории освобождения.

Гомельщина. 1943 год

Многие из героев той легендарной роты остались здесь же — на правобережье, в братских могилах Комарина и окрестных деревень. И снова деталь. Например, о месте захоронения одного из бойцов прославленной роты — 17–летнего Михаила Власова — в большинстве документов сказано: похоронен под Гомелем. На самом же деле покоится в братской могиле деревни Асаревичи Брагинского района, что в 140 километрах от города над Сожем...

Мемориал–братская могила погибших при освобождении Брагинского района осенью 1943 года

В этом году Гомель и большинство районов области отмечают 75–летие освобождения. К юбилейной дате областной музей военной славы готовит обновленные экспозиции. Будет в них место и открытиям — малоизвестным примерам удивительного мужества и героизма тех, кто бился, не щадя своей жизни, за родную землю.

Герои Советского Союза за освобождение Комарина и Брагинского района

Из воспоминаний командира роты Героев Мелика Магерамова:


«В 1943–м... выйдя к берегу Днепра, заночевали на берегу. Утром приехал командующий 61–й армией генерал–лейтенант Белов и командующий Белорусским фронтом маршал Рокоссовский. Удивительный был человек: высочайшей культуры, заботливый командир... Он приехал с приказом от Сталина — любой ценой ночью форсировать Днепр. Нужны были отчаянные люди, и наш командующий предложил мою роту: «Рота командира батальона старшего лейтенанта Мелика Магерамова была лучшей при взятии Чернигова». Рокоссовский, пристально посмотрев на меня, спросил: «Кто по национальности?» Я ответил: «Азербайджанец». Странный был вопрос, ведь в те времена этот вопрос редко задавался на фронте. Позднее узнал —маршал спрашивал о национальности, когда знал, что люди идут на верную смерть».

Ветеран войны Василий Николаенко, освобождавший Комарин и живущий ныне в Брагине, вспоминает:


— Осенью 1943–го мне было 18. Жил по соседству, в черниговских Неданчичах. Когда 21 сентября советские войска освободили Чернигов, вместе с нашими ушел на фронт сапером. Учили быстро. На ходу. Я думал, что война — это винтовка в руки и вперед — бить врага. Но оказалось, не только это. Закладывать мины, взрывать мосты, перевозить на плотах боеприпасы... Форсировал Днепр. Всю ночь накануне вязали плоты. Когда закрепились, подпитывали части оружием, перевозя с берега на берег. Потом чистили от мин территории. После себя немцы оставили поля взрывчатки. Тяжелые шли бои. Комарин освободили 23 сентября, а Брагинский район полностью — только в конце ноября. Но такое отчаянное было желание идти вперед, что ни о чем другом уже не думалось.

К сведению

Более 70 минометных мин времен Великой Отечественной войны обнаружили в лесу в Лоевском районе, сообщил корреспонденту БЕЛТА официальный представитель УВД Гомельского облисполкома Виталий Пристромов. Военнослужащие войсковой части 1242 обнаружили в лесном массиве недалеко от деревни Тростенец две минометные мины времен Великой Отечественной войны. На место происшествия вызвали саперно-пиротехническую группу войсковой части 5525. При тщательном осмотре места обнаружения боеприпасов саперы нашли еще 70 немецких минометных мин калибра 81 мм со взрывателями. «Не исключено, что во время сражений в этом месте находился блиндаж, в котором стоял минометный расчет», — прокомментировал Виталий Пристромов. Опасную находку уничтожили на полигоне.

draluk@sb.by

Фото автора и Натальи ВАКУЛИЧ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter