Однозначная трактовка

Когда торг неуместен
Когда торг неуместен

Последние события на международной арене вновь заставили по–новому зазвучать, казалось бы, навсегда решенную еще 15 лет тему — независимость и суверенитет Беларуси. Не случайно Президент Александр Лукашенко в приветственном слове на Рождественском богослужении в Свято–Духовом кафедральном соборе сказал, что «белорусы выдержат любые нападки и давление».

К сожалению, применяемые в последнее время как политические, так и экономические методы принуждения действительно представляют угрозу суверенитету. Так, резолюцию о правах человека в Беларуси, принятую в ООН под давлением западных стран, белорусская сторона восприняла «как недружественный шаг, направленный на грубое и неправомерное вмешательство во внутренние дела Беларуси». Заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич, выступая на Генассамблее ООН, напомнила США и Великобритании, соавторам антибелорусской резолюции, об обязательствах, взятых ими согласно меморандуму о гарантиях безопасности нашей страны. Об этом мы побеседовали с директором Центра международных исследований БГУ Владимиром Улаховичем.

— Беларусь присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в 1994 году в Будапеште, и гарантии нашей безопасности на самом деле были подписаны тогда очень торжественно, это была настоящая церемония. Важно то, что Беларусь тогда отказалась от ядерного статуса. Это высоко оценили все, помните, тогдашний американский президент Клинтон даже письма благодарственные нам направлял...

Сегодняшние попытки этих стран влиять на внутренние дела я бы оценивал вот с каких позиций. Это действительно вопрос трактовки суверенитета. И каждый его трактует в силу своих интересов. Но давайте отталкиваться от двух базовых понятий. Во–первых, суверенитет — это самостоятельность принятия решений. А какая самостоятельность сегодня, например, у Ирака?.. И во–вторых, это своего рода проекция волеизъявления народа. «Но о какой независимости можно говорить, если конгресс США принимает «Акт о демократии в Беларуси», по которому выделяются денежные средства фактически на изменение конституционного строя суверенного государства», — задала вопрос Наталья Петкевич, выступая в ООН. Тем самым она обратила внимание на большую проблему, которую я охарактеризовал бы как конфликт суверенитетов, и эта проблема сегодня широко обсуждается в ООН.

— Как удар по суверенитету расцениваются и экономические санкции ЕС против Беларуси. Уместно ли рассматривать в таком же ключе политику, проводимую сегодня «Газпромом»? Ведь поддержка конгрессом США энергетической независимости Украины и Грузии прозвучала как реакция на действие российских монополий. Согласитесь, вопрос экономического принуждения, в том числе и для Беларуси в условиях, когда принимаются шаги, ведущие к ухудшению жизненного уровня белорусского народа, приобретает сегодня в Европе иное звучание?

— Вы знаете, вот в этом энергетическом споре, который охватил уже всю Европу, можно увидеть и новую возможность для диалога. Известно, что в конце прошлого года ЕС направил нам неофициальные предложения. Насколько я знаю, белорусская сторона изложила и отправила свои. Вот тут как раз и возникает новая серьезная повестка диалога и ее нельзя упустить. Она может быть наполнена настолько важным и затрагивающим интересы всех стран содержанием, что вопрос о санкциях просто будет выглядеть анахронизмом. Ведь на повестке дня — один из важнейших аспектов безопасности Европы, в данном случае энергетической, обеспечение которой зависит от способности к конструктивным действиям всех стран без исключения. Кстати, в этом контексте уместно еще раз вспомнить о меморандуме, подписанном в 1994 году. Вы назвали двух гарантов нашего суверенитета — Великобританию и США. Но не будем забывать, что среди них была и Россия...

— Эта же мысль прозвучала и на глобальном уровне, когда большинством стран была поддержана резолюция о поощрении равноправного и взаимоуважительного диалога по правам человека, предложенная нашей страной...

— На самом деле здесь затронут очень важный вопрос, даже не вопрос, а принципиальная позиция, которая звучала в стенах ООН. А именно: развивающиеся государства не могут и не должны быть придатком индустриальных стран. Нужно совершенствовать международное право так, чтобы равноправие всех стран не подвергалось сомнению.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter