Одной экзотикой туристов не завлечешь

Что  нужно  сделать,  чтобы  Беларусь  стала  туристической  Меккой?

Что  еще  нужно  сделать,  чтобы  Беларусь  стала  туристической  Меккой?

Может ли Могилевская область стать подлинно туристическим регионом, что нужно для этого сделать, каковы перспективы развития набирающего популярность агротуризма? Об этом и многом другом и состоялась беседа нашего корреспондента с генеральным директором унитарного предприятия «Могилевтурист» Александром Шлапаковым, дипломантом республиканского конкурса «Познай Беларусь». 

— Александр Николаевич, если говорить о Могилевщине как о туристическом регионе, как вы оцениваете его потенциал? 

— Очень высоко. У нас есть все возможности для превращения области если не в туристическую Мекку, то в регион, весьма притягательный для зарубежных гостей. Наше архитектурно-историческое наследие сохранилось, к сожалению, не в полной мере, но даже то, что есть, представляет несомненный интерес для туристов. Причем речь можно вести не только об исторических памятниках областного центра, но и районных городов. Отрадно то, что руководство страны и местные власти уделяют сегодня их сохранности и восстановлению огромное внимание и многое делают в этом направлении. Пример тому — Потемкинский дворец в Кричеве, самый крупный в области дворцово-парковый комплекс в Жиличах, Пустынковский монастырь под Мстиславлем, восстановление которого ведется сейчас не только силами самих монахов, но и государства. Воссоздание таких памятников в глубинке помогает развитию въездного туризма в районах. Маршрут Могилев—Кричев—Мстиславль может стать в ближайшем будущем более чем востребованным. Кстати, паломнический туризм в Пустынковский монастырь существует уже много лет, и россияне, да и не только они, там частые гости. 

Что касается областного центра, то он сам по себе является краеугольным камнем славянской истории. Не заглядывая в глубь веков, приведу более близкие нам примеры: ставка Николая Второго, стратегическое значение города как командного пункта в годы Первой мировой войны, Февральская революция, отречение императора, переломный момент мировой истории — и это тоже Могилев. Вторая мировая, героическая оборона города, сравнимая с обороной Брестской крепости, сраженные немецкие танки на Буйничском поле — подвиг, воспетый Константином Симоновым и увековеченный ныне в прекрасном мемориале, ставшем святым местом для всех горожан. Все это не оставляет равнодушным и никого из приезжих не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. Так что туристический потенциал Могилевщины, на мой взгляд, очень высок. 

— Вы упомянули о паломническом туризме. Это уже состоявшееся явление или все-таки дело будущего? 

— Он уже реально существует в регионе. В его классической форме, когда люди приезжают в конкретное место поклониться, помолиться, как это имеет место быть в Пустынках, и в более неформальных вариантах — как посещение экскурсантами нашего Никольского монастыря. Только за прошлые выходные там побывало четыре экскурсии. О степени воздействия таких помещений могу судить лично: моя дочь-первоклассница, побывав в монастыре, замучила меня вопросами и о монашках, и о вере. Поверьте, среди этих вопросов были и такие, на которые мне пришлось отвечать, как говорится, положа руку на сердце. Вообще, моя субъективная точка зрения по поводу паломнического туризма сводится к тому, что он не нуждается ни в пропаганде, ни в рекламе. Паломника ведет душа и вера, без которой не может жить человек. В нашем государстве сейчас созданы все условия для развития разнообразных конфессий. И с ростом количества людей верующих будет расти и число туристов-паломников, прости, Господи, мой прагматизм. Все, что требуется от нас, туроператоров, — хорошая организация этих поездок, а от государства — продолжить взятый курс на сохранность и восстановление культурно-исторических памятников. 

— Сейчас много говорится о соотношении въездного и выездного туризма и о существенном преобладании последнего. Как у вас обстоят здесь дела? 

— Переломный момент произошел в прошлом году, когда мы ощутили значительный приток и туристов, и просто отдыхающих не только из России, но и других стран, в том числе и стран дальнего зарубежья. Конечно, этому перелому предшествовала долгая и кропотливая работа не только маркетингово-рекламного порядка, но и по обеспечению уровня комфортности проживания наших гостей. То, что это были не напрасные усилия, подтверждают и итоги первых четырех месяцев нынешнего года. В сравнении с аналогичным прошлогодним периодом денежные поступления от приема иностранных гостей возросли вдвое. 

— Что нужно сделать еще для того, чтобы въездной туризм, в том числе и модный ныне агротуризм, получил свое дальнейшее развитие? 

— Отказаться от наивных упований на то, что наша природа, белорусское гостеприимство и фольклор могут стать неким притягательным магнитом для зарубежных гостей, особенно европейцев. Конечно, все вышеназванное имеет место быть, но, поверьте, западных туристов, видевших Африку и всякого рода Багамы, одной экзотикой не завлечешь. За ней, как они к тому приучены, должен стоять высочайший уровень комфорта и сервиса. В этом направлении всем нам предстоит большая работа. А пока люди, работающие в том же агротуризме, будут делать ставку на баню по-черному и, пардон, туалет во дворе, он вряд ли перешагнет ту грань развития, на которой находится сегодня. Пора осознать в полной мере: мы ведь действительно находимся в центре Европы и должны соответствовать ее стандартам, особенно в такой развитой на западе сфере, как туризм. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter