Что еще нужно сделать, чтобы Беларусь стала туристической Меккой?
Может ли Могилевская область стать подлинно туристическим регионом, что нужно для этого сделать, каковы перспективы развития набирающего популярность агротуризма? Об этом и многом другом и состоялась беседа нашего корреспондента с генеральным директором унитарного предприятия «Могилевтурист» Александром Шлапаковым, дипломантом республиканского конкурса «Познай Беларусь».
— Александр Николаевич, если говорить о Могилевщине как о туристическом регионе, как вы оцениваете его потенциал?
— Очень высоко. У нас есть все возможности для превращения области если не в туристическую Мекку, то в регион, весьма притягательный для зарубежных гостей. Наше архитектурно-историческое наследие сохранилось, к сожалению, не в полной мере, но даже то, что есть, представляет несомненный интерес для туристов. Причем речь можно вести не только об исторических памятниках областного центра, но и районных городов. Отрадно то, что руководство страны и местные власти уделяют сегодня их сохранности и восстановлению огромное внимание и многое делают в этом направлении. Пример тому — Потемкинский дворец в Кричеве, самый крупный в области дворцово-парковый комплекс в Жиличах, Пустынковский монастырь под Мстиславлем, восстановление которого ведется сейчас не только силами самих монахов, но и государства. Воссоздание таких памятников в глубинке помогает развитию въездного туризма в районах. Маршрут Могилев—Кричев—Мстиславль может стать в ближайшем будущем более чем востребованным. Кстати, паломнический туризм в Пустынковский монастырь существует уже много лет, и россияне, да и не только они, там частые гости.
Что касается областного центра, то он сам по себе является краеугольным камнем славянской истории. Не заглядывая в глубь веков, приведу более близкие нам примеры: ставка Николая Второго, стратегическое значение города как командного пункта в годы Первой мировой войны, Февральская революция, отречение императора, переломный момент мировой истории — и это тоже Могилев. Вторая мировая, героическая оборона города, сравнимая с обороной Брестской крепости, сраженные немецкие танки на Буйничском поле — подвиг, воспетый Константином Симоновым и увековеченный ныне в прекрасном мемориале, ставшем святым местом для всех горожан. Все это не оставляет равнодушным и никого из приезжих не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. Так что туристический потенциал Могилевщины, на мой взгляд, очень высок.
— Вы упомянули о паломническом туризме. Это уже состоявшееся явление или все-таки дело будущего?
— Он уже реально существует в регионе. В его классической форме, когда люди приезжают в конкретное место поклониться, помолиться, как это имеет место быть в Пустынках, и в более неформальных вариантах — как посещение экскурсантами нашего Никольского монастыря. Только за прошлые выходные там побывало четыре экскурсии. О степени воздействия таких помещений могу судить лично: моя дочь-первоклассница, побывав в монастыре, замучила меня вопросами и о монашках, и о вере. Поверьте, среди этих вопросов были и такие, на которые мне пришлось отвечать, как говорится, положа руку на сердце. Вообще, моя субъективная точка зрения по поводу паломнического туризма сводится к тому, что он не нуждается ни в пропаганде, ни в рекламе. Паломника ведет душа и вера, без которой не может жить человек. В нашем государстве сейчас созданы все условия для развития разнообразных конфессий. И с ростом количества людей верующих будет расти и число туристов-паломников, прости, Господи, мой прагматизм. Все, что требуется от нас, туроператоров, — хорошая организация этих поездок, а от государства — продолжить взятый курс на сохранность и восстановление культурно-исторических памятников.
— Сейчас много говорится о соотношении въездного и выездного туризма и о существенном преобладании последнего. Как у вас обстоят здесь дела?
— Переломный момент произошел в прошлом году, когда мы ощутили значительный приток и туристов, и просто отдыхающих не только из России, но и других стран, в том числе и стран дальнего зарубежья. Конечно, этому перелому предшествовала долгая и кропотливая работа не только маркетингово-рекламного порядка, но и по обеспечению уровня комфортности проживания наших гостей. То, что это были не напрасные усилия, подтверждают и итоги первых четырех месяцев нынешнего года. В сравнении с аналогичным прошлогодним периодом денежные поступления от приема иностранных гостей возросли вдвое.
— Что нужно сделать еще для того, чтобы въездной туризм, в том числе и модный ныне агротуризм, получил свое дальнейшее развитие?
— Отказаться от наивных упований на то, что наша природа, белорусское гостеприимство и фольклор могут стать неким притягательным магнитом для зарубежных гостей, особенно европейцев. Конечно, все вышеназванное имеет место быть, но, поверьте, западных туристов, видевших Африку и всякого рода Багамы, одной экзотикой не завлечешь. За ней, как они к тому приучены, должен стоять высочайший уровень комфорта и сервиса. В этом направлении всем нам предстоит большая работа. А пока люди, работающие в том же агротуризме, будут делать ставку на баню по-черному и, пардон, туалет во дворе, он вряд ли перешагнет ту грань развития, на которой находится сегодня. Пора осознать в полной мере: мы ведь действительно находимся в центре Европы и должны соответствовать ее стандартам, особенно в такой развитой на западе сфере, как туризм.