Однобокий экспорт...

В первом квартале по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом белорусский экспорт увеличился на 29,2 процента. Положительная динамика внешних продаж обеспечена по целой группе товаров. Экспорт молока и молочных продуктов вырос на 94,7, мяса и мясопродуктов — на 42,7, шин — на 39,3, синтетических нитей — на 15,9, двигателей внутреннего сгорания — на 15,2, холодильников — на 9,1 миллиона долларов. Настоящий прорыв случился по грузовым автомобилям: в первом квартале их экспорт вырос почти на 100 миллионов долларов.

Лучше научиться производить то, что можно продать, чем продавать то, что можем произвести...

В первом квартале по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом белорусский экспорт увеличился на 29,2 процента. Положительная динамика внешних продаж обеспечена по целой группе товаров. Экспорт молока и молочных продуктов вырос на 94,7, мяса и мясопродуктов — на 42,7, шин — на 39,3, синтетических нитей — на 15,9, двигателей внутреннего сгорания — на 15,2, холодильников — на 9,1 миллиона долларов. Настоящий прорыв случился по грузовым автомобилям: в первом квартале их экспорт вырос почти на 100 миллионов долларов.



Особенно привлекательными на этом фоне выглядят продукты животноводства. Несмотря на периодически возникающие у белорусских молочных заводов и мясокомбинатов трения с Роспотребнадзором, наши сыры, творог, масло, колбасные и мясные изделия, копчености заняли прочное положение на рынках России и стран СНГ. И не потому, что они дешевле. А потому, что натуральные, не содержат искусственных добавок, значит, полезные, относящиеся к категории продуктов так называемого здорового питания. Это обстоятельство, между прочим, в мире очень актуально.

Все это, безусловно, хорошо. Огорчает другое: наш аграрный экспорт выглядит пока однобоко. Продукция растениеводства в нем почти не представлена, за исключением разве что свекловичного сахара. А как бы хотелось, чтобы где-нибудь в Казани или Астрахани, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге, а также в государствах Содружества продавались, скажем, наши картофель и продукты из него, льняное масло, другая продукция растениеводства. Это, с одной стороны, способствовало бы укреплению имиджа Беларуси. С другой — было бы выгодно производителям этой продукции, поскольку на вырученную валюту можно купить то, чего нет у самих. В том числе, что немаловажно, и технологическое оборудование для развития производства.

Увы, но даже картофель и продукты из него, товары из льна Беларусь завозит из других стран. Равно как и пшено, гречневую и гороховую крупы...

К сожалению, многие наши хозяйства работают все еще по старинке. Выращивают, что прикажут. Даже если та или иная культура не подходит для их земель. Поэтому осенью зачастую и собирают не то, на что надеялись, а то, что выросло кое-как. Где уж тут говорить об экспорте, когда экономические результаты такого хозяйствования заставляют сомневаться в его полезности: многие СПК едва наскребают денег для выплаты заработной платы.

Считаю, что кураторам сельхозпроизводства на уровне районов и областей в таком случае надо избавиться от застарелой привычки — диктовать ассортимент сельхозпроизводителям. Пусть выращивают то, что им выгодно. Что сумеют продать не только в республике, но и за ее пределами и окупить затраты. А сельхозпроизводителям, в свою очередь, следует научиться

отвечать за результаты собственного труда. Сеять не что попало, а то, что особенно хорошо родит на конкретных землях, что даст хороший урожай и обеспечит гарантированный сбыт. Тогда и деньги в кассе появятся. Может быть, даже доллары и евро.

Скажете, что такое невозможно? Еще как возможно! К примеру, СПК «Гигант» Бобруйского района уже много лет специализируется на возделывании картофеля и даже продает его за пределы страны. Однако таких хозяйств у нас пока, к сожалению, немного...

Олег ШВЕДОВ, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter