Одно слово – «прошляпили»

В ОАО «Новая нива» надаивают всего по шесть килограммов от коровы в сутки. В помещениях, где содержится дойное поголовье, во время сильных морозов даже воду в кранах для поения животных не закрывали, чтобы она попросту не замерзла, как опилки, используемые для подстила.

Почему в Лельчицком районе упали надои

В ОАО «Новая нива» надаивают всего по шесть килограммов от коровы в сутки. В помещениях, где содержится дойное поголовье, во время сильных морозов даже воду в кранах для поения животных не закрывали, чтобы она попросту не замерзла, как опилки, используемые для подстила.

— А ведь совсем недавно продуктивность доходила до 12—15 килограммов в день, — говорит главный зоотехник МТФ «Буда Лельчицкая» Любовь Денисова. — Основная причина падения надоев в том, что на нашу ферму перегнали скот из Чемерного и Дубравы, где животноводческие помещения оказались в аварийном состоянии. Коров пришлось преждевременно запускать. Сказывается на надоях и то, что на ферме всего только две «свои» доярки, остальных привозят из других деревень. А частая смена операторов машинного доения тоже нежелательна для животных.

Совсем другая ситуация на соседней ферме «Боровое» ОАО «Звезда Полесья». Здесь содержится около полутысячи коров, которых обслуживают восемь скотников и одиннадцать доярок. У каждой доярки — своя группа коров. В старом здании фермы тепло и сухо. Пахнет свежими опилками и … хвоей.

— Когда были сильные морозы, к дверям подгребали солому, чтобы в сараи не задувало, — рассказывает заведующая фермой Надежда Гречко. — Стараемся животных содержать в тепле.

Даже в эту холодную пору почти пудовые надои получает от каждой из коров своей группы молодой оператор машинного доения Людмила Демидовец.

— У нас все доярки работают добросовестно, — говорит Надежда Гречко. — А потому на ферме не только высокая продуктивность дойного поголовья, но и высокое качество молока. Все оно реализуется сортом «экстра».

Многие годы Лельчицкий район замыкал областную сводку по надоям молока от коровы. Пять лет назад, с приходом нового председателя райисполкома Александра Копыткова, дела пошли вверх, и район по этому показателю поднялся на несколько строчек. Но в октябре прошлого года начал минусовать.

— Причину надо искать в так называемом человеческом факторе, — поясняет исполняющая обязанности начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Мария Астапович. — Вот пример. Пять лет в «Приболовичах» был плюс по молоку. А сейчас на молочно-товарной ферме в Дзержинске недополучают по полторы тонны молока в сутки только по одной причине — прошляпили с осеменением коров. Когда спохватились, поправить дело было невозможно. А нет растелов — нет и молока. И еще. Один из руководителей хозяйства, не просчитав последствия, в сентябре прошлого года продал нетелей в Светлогорский район. В результате наш район потерял две тонны молока в сутки. Думаю, если бы таких ошибок не было, мы бы сейчас шли с хорошей прибавкой и по продуктивности, и по валу молока.

В райсельхозпроде отметили острую нехватку в хозяйствах кадров животноводов, особенно операторов машинного доения. В тех же «Приболовичах» в прошлом году дояркам предлагали зарплату в десять миллионов рублей в месяц. Ни одна из деревенских не согласилась. «Мы лучше пойдем в болото», — отвечали сельчанки, что на местном диалекте означает: на клюкве, которой в этой лесной заболоченной местности хватает, женщины заработают больше. Как это ни странно, но, чтобы не оставлять коров недоенными, все без исключения руководители лельчицких хозяйств вынуждены искать доярок в соседней Украине.

— Даже из Львовской области за полтысячи километров приезжают к нам люди, — говорит исполняющая обязанности начальника райсельхозпрода. — Работают вахтовым методом, живут в пустующих домиках, получают хорошую зарплату. Так вот пока и выходим из ситуации. Свои работать не хотят.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter