«Одно окно» должно быть открытым!

Государственные организации также нуждаются в помощи
Государственные организации также нуждаются в помощи

Уже три месяца как все государственные органы и организации с гражданами должны работать по–новому. Принцип «одного окна», обязательный с января, призван упростить решение житейских вопросов — от регистрации квартиры до оформления справки. В Указе Президента — N 152, подписанном две недели назад, — подробно расписан механизм его реализации. Дело, по сути, сводится к двум походам в учреждение: в первый раз, чтобы заказать документ, во второй, максимум через месяц, — забрать его. Это в идеале. А как в жизни? Корреспондент «СБ» понаблюдала за тем, как работает «одно окно», на примере предприятий Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии, где этот принцип внедрили раньше всех. Еще в декабре 2004 года...

Задача, казалось бы, проста — сделать жизнь граждан комфортнее. Чтобы какая–нибудь справка, талончик и прочий документ не отравляли жизнь, не отнимали времени. Кроме сферы здравоохранения, вторым «по важности» сектором гражданского внимания являются органы, имеющие отношение к получению документации на переоформление земельных участков, оформление квартир и т.п. Газета нередко критиковала подразделения Комитета по земельным ресурсам. Приводились конкретные факты, связанные в том числе и с равнодушием, невысоким профессионализмом работников, неуклюжей системой, вызывавшей нарекания.

Но будем объективными! За последние месяцы в газету пришло немало благодарственных писем читателей, с удовольствием констатирующих, что обстановка в учреждениях Комзема разительно поменялась. Несмотря на то, что сотрудникам учреждений сегодня работается, может быть, на порядок сложнее, они делают все зависящее, чтобы люди оставались довольны их работой. Причин этому несколько. В числе самой главной следует назвать целенаправленное системное усилие руководителей комитета и органов на местах, наладивших гибкую и эффективную работу. А уж о таких казусах, как грубость или чванство, речи нет вообще.

Но значит ли это, что задача решена? Нет, конечно. И здесь нужно прямо сказать, что далеко не все зависит от руководства комитета и персонала подразделений. Вот, скажем, офис Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по Войсковому переулку. Вообще удивительно, как справляется персонал со своими обязанностями. Небольшое здание, узенькие коридорчики, огромный наплыв населения (тема для минчан очень популярная!) — как можно добиваться продвижения в таких условиях? Да пусть хоть трижды разобьются в лепешку сотрудники, в этом явно не приспособленном офисе они ничего «выдающегося» сделать не могут. Об очередях мы уже говорили. А очереди — верные спутники раздражения и досады.

— Можно ли избавиться от очередей? — переспрашивает и.о. директора агентства Сергей Беляев. — Конечно, можно.

Но вот что для этого нужно. Радикально
расширить площади — и тогда будет возможность разместить большее количество регистраторов. Что такое нынешние 60 квадратных метров для предприятия, обслуживающего почти двухмиллионный Минск? О каком комфортабельном «едином окне» можно говорить? Тут хотя бы как–то вводить в берега нескончаемый людской поток. Регистраторы, безо всякого преувеличения, к концу смены еле держатся на ногах. Открытие дополнительных пяти окошек на улице Козлова и переход бывшего БРТИ на работу без выходных решили только часть проблемы. Словом, для того чтобы не имитировать важнейшие поручения Президента, а качественно выполнить, необходимо новое просторное здание. Причем это не фантазия для столицы с ее строительными объемами.

В агентстве надеются на то, что предприятие включат в государственную инвестиционную программу. Тогда новое здание для бывшего БРТИ будет построено. Но еще года два–три его клиенты, похоже, обречены тратить время и нервничать. «Сейчас людей много еще и потому, что в районных администрациях идет сверка очередей нуждающихся в улучшении жилищных условий, — сказал Сергей Беляев. — Многим нужны справки о наличии жилья в собственности. Видимо, из–за неинформированности или по привычке большинство граждан идет к нам, хотя их теперь выдают и в службе «Одно окно» районных администраций. Если в марте к нам за этими справками обратилась 21 тысяча граждан, то туда — только 6 тысяч».

Хотя, к примеру, в Борисовском филиале РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» очередей, по сравнению с Минском, практически нет: у окошка два–три человека. Но проблемы, как выяснилось, у его клиентов есть. Другие...

«Об «одном окне» — только разговоры, — категорично написал в редакцию «СБ» житель Борисова Николай Верхаводка. — На оформление земельного участка и регистрацию унаследованного мною родительского дома в деревне Плитченка в 30 километрах от города, я подал документы в начале декабря. Уплатил аванс и стал ждать обещанного звонка. Напрасно! Сначала мне говорили, что из–за холодов никто не поедет мерить участок, теперь просто посылают от одного начальника к другому. Из–за стресса я даже дважды в больницу попадал. Ведь на дом нашелся покупатель, но из–за задержки с оформлением сделки он уже в раздумьях».

«Как такое может быть? — переступив порог Борисовского филиала РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» вместе с автором письма Николаем Верхаводкой, задала я вопрос директору предприятия Николаю Быстрому. — По указу Президента на оформление земельного участка отводится максимум месяц, а тут прошло более трех...»

«Нашей вины здесь нет, — парировал Николай Владимирович, открыв журнал учета обращений граждан. — Заявление на регистрацию дома и одновременно на оформление земельного участка мы приняли 5 декабря. На следующий день пакет документов сами передали специализированному предприятию — РУП «Землемер», в компетенции которого все земельные вопросы жителей Борисовского и Крупского районов, а также городов Борисова и Жодино. Оттуда землеустроительное дело вместе с решением райисполкома о выделении участка должно было вернуться обратно к нам для регистрации земли и строения».

Но Николаю Верхаводке, к сожалению, не повезло. Более месяца — до 12 января! — пакет документов по его заявке пролежал без движения в «Землемере». «В то время в работе находилось порядка 700 заявок, мы не успевали их удовлетворять, — сетует главный инженер предприятия Марк Бурдыко. — Поэтому 80 из них, в том числе и Николая Викторовича, по согласованию с Комземом передали в землеустроительную геодезическую службу по Борисовскому району и г. Борисову».

— Да, эта заявка до сих пор у нас, — признался начальник этой службы Сергей Другаков. — Зимой в двадцатиградусный мороз я не мог отправить работников на обмер участка, у нас даже спецодежды теплой нет...

— Но уже весна на дворе, Сергей Александрович!

— Специалисты готовы хоть завтра выехать вместе с Николаем Викторовичем в деревню. Поймите, загрузка большая, техники не хватает, поэтому и не укладываемся в сроки. Но таких просроченных заявок у нас единицы.

После моего приезда буквально на следующий день мне позвонил радостный Николай Викторович: «Приехали, обмерили и пообещали, что через два дня будут готовы документы. Спасибо огромное газете!»

Но у меня после звонка автора письма, признаюсь, осталось двоякое чувство. Конечно, проблема решена, и это хорошо. Но, во–первых, на все подобные случаи не хватит ни журналистов, ни газет. А во–вторых, просто интересно: не пожалуйся нам Николай Викторович, сколько бы ему еще пришлось ждать документов, которые, напомню, в соответствии с президентским указом должны быть готовы максимум через месяц после поданной заявки? Аргументы руководителей организаций, подведомственных Комзему — Борисовского филиала РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», РУП «Землемер», землеустроительной геодезической службы, — в общем–то понятны: загрузка, проблемы с техникой, оборудованием, спецодеждой, но, по большому счету, неприемлемы. Времени на перестройку работы учреждений с обращениями граждан было предостаточно. Поэтому понятна обида Николая Верхаводки, 55–летнего инженера–механика «Борисовинтертранс», справедливо рассчитывающего на то, что ему гарантировано законом и государством.

Но проще всего в традициях газетных штампов высказаться в том смысле, что когда, мол, наконец будет наведен порядок? Легче всего потому, что наш журналистский анализ нынешнего состояния работы некоторых организаций системы Комзема показывает, что люди там работают толковые, добросовестные, с государственным мышлением. И движутся, как говорится, в правильном направлении. Но и недостатки, естественно, тоже выявляются определенные. Знаю, что в истории с Н.Верхаводкой виновные в волоките получили заслуженное взыскание, приняты серьезные меры организационного характера. Так что если говорить об ощущениях, которые остались у меня после журналистского расследования письма в редакцию из Борисова, то я бы характеризовала их как сдержанный оптимизм...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter