Почему в сервисной экономике сложно добиться повышения производительности труда

Одними услугами сыт не будешь

Цифровая экономика который год шагает по планете, а ее основной риск — безработица — так и не состоялся. Даже в первом приближении.

Коллаж Ивана ГАЙДУКА

Наоборот, в развитых экономиках, которые первые шагнули в объятия многочисленных IT-приложений, все больше обостряется другая проблема — дефицит рабочей силы. Стремительный уход той же торговли в интернет не высвободил рабочие руки, напротив, сформировал огромный спрос на курьеров. Говоря проще, сегодня риск цифровизации не в том, что не будет рабочих мест, а в том, чтобы полстраны (фигурально выражаясь) не превратилось в курьеров, домашних пекарей, косметологов-парикмахеров… Прямо скажем, не самые квалифицированные профессии. Но благодаря мягкому налогообложению они приносят весьма неплохой доход. Здесь и сейчас. Поэтому люди с заводов уходят в мерчандайзеры и другие свободные профессии. И если проигрывают в деньгах, то незначительно. Если говорить по-хорошему, ставка на безудержное развитие услуг является не самой лучшей идеей. По крайней мере на существующем этапе развития страны. Ведь принципиальный вопрос для отечественной экономики — повышение производительности. А многие услуги, увы, обладают особенностью: производительность может увеличиваться только через повышение цен. Другими словами — инфляционный канал.

Не все услуги про богатство

Исторически сфера услуг и кустарного производства решала задачу не роста экономики и ее качественного и количественного развития, а боролась с безработицей. Так было, к примеру, в Польше в конце 1980-х — начале 1990-х. Тогда в стране безработица зашкаливала и самозанятость являлась не столько инструментом выхода из экономического кризиса, сколько позволяла людям, говоря откровенно, не умереть с голода. В западных странах у сервисной экономики другая история. Но опять же ключевой целью являлась занятость населения. Когда США и Европа начали переносить производство в Юго-Восточную Азию, ребром стал вопрос: собственно говоря, чем же занять население? И услуги стали той палочкой-выручалочкой, которая позволила дать кусок хлеба, как говорится, широким слоям населения. Надо отметить, что эта система до определенного момента работала. Но, как говорится, до поры до времени. И чем закончится история с сервисной экономикой — очень непростой вопрос. Концепция-то работала при одном важном условии: эксплуатации дешевого труда экономическими центрами. По разным причинам эта схема уже не работает.

В результате благосостояние своих граждан развитые страны поддерживают пока эмиссионными вливаниями. И сектор услуг, даже выбравшись из пандемийных ограничений, никак не может обеспечить рост.

Собственно говоря, у многих сфер услуг есть одна специфика: повысить производительность труда в них практически невозможно. Стал ли парикмахер быстрее стричь за последние 30—40 лет? А как может повысить свою часовую выработку, например, экскурсовод? А производительность труда таксиста или курьера возможно повысить, только увеличив максимальную скорость движения на улицах?

Да, иной раз утверждают: информационные технологии повышают производительность сферы услуг. Например, разные приложения и платформы снижают время простоя работников. Мол, те же таксисты нынче не стоят часами на стоянках, а постоянно находятся в движении. Так-то оно так, но не стоит забывать: любая так называемая экосистема или ее элементы формируют рабочие места в айтишной надстройке. И они тоже хотят кушать. Поэтому километраж у таксистов растет, а производительность труда? Сложный вопрос. А учитывая, что многие приложения уходят корнями на Запад, то производительность увеличивается где-то там, на берегах Ла-Манша или калифорнийском побережье Тихого океана, но не в Беларуси.

Справедливости ради надо отметить: технически услуги могут обеспечить рост ВВП. Достаточно просто цены на услуги довести до среднемировых. И тогда наш валовый продукт легко перевалит за отметку в 100 миллиардов. И доля услуг в экономике повысится до того же среднемирового уровня. Только станем ли от этого жить богаче и комфортнее? Весьма дискуссионный вопрос. Скажем, та же медицина в США самая дорогая в мире: на нее уходит до 20 процентов американского ВВП. Но даже при таких затратах самой крупной экономики на планете система здравоохранения в Штатах не является самой лучшей. Словом, тот случай, когда цена не всегда соответствует качеству.

Корень в индустрии

Пока Запад делает хорошую мину при плохой игре — сервисная экономика себя как-то не совсем оправдала. Сбоить она начинала еще во времена тотальной глобализации, когда даже с бытовых услуг в третьих странах развитый мир научился стричь купоны: начиная от продажи франшиз, заканчивая продвижением разных приложений и экосистем. Но когда начался процесс регионализации, а судя по геополитической картине мира, эта тенденция будет только усиливаться, то перспективы экономики услуг вообще стали вызывать большие сомнения. Да, надо признать: в определенные моменты многие страны поддались влиянию импортной экономической идеологии. Но стоит ли продолжать повторять их заблуждение?

Тем более в стране нет проблем с безработицей. Наоборот — тренд на дефицит кадров. Прежде всего квалифицированных, и в первую очередь — связанных с производством. Такая история развивается практически во всех странах. Особенно в развитых. Иной раз складывается впечатление, что в этих государствах рынок труда прошел через точку невозврата, когда уже не может обеспечивать кадрами индустриальные предприятия. В тех же США с инженерами просто беда. И система их подготовки в массовом порядке уже главным образом развалилась. Нет, спорить не буду, выкачивая мозги со всего мира, Штаты сохраняют за собой звание технологического центра, научного. Но оказалось, что для реиндустриализации нужны не штучные гениальные ученые, а многочисленная армия квалифицированных технарей. А их нет и взять неоткуда. Сотни тысяч инженеров из-за моря не завезешь. Конечно, варить кофе или делать модные прически тоже искусство. Но на деле оказывается, что подготовить физиков несколько сложнее, чем «лириков из сервисной сферы».

Надо признать, вопреки либеральным теориям и трендам, Беларусь сохранила костяк своей промышленности. Как и систему технического образования. Несомненно, она несколько пострадала во время увлечения сервисными теориями, но в целом систему подготовки кадров в стране тоже удалось сохранить. Собственно говоря, пандемия ярко продемонстрировала все преимущества и конкурентоспособность индустриальной экономики. Другой вопрос, что в этом еще надо убедить многих белорусов. Не только молодежь, но и приличную часть экспертного сообщества. Скажем прямо, слишком долго мы если не жили, то учились по иностранным экономическим теориям, которые вихрем захватили образовательную и научную системы не только Беларуси, но чуть ли не всех государств мира. Слишком они прижились и нередко не воспринимаются критически. Даже если оказываются нерабочими на практике.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter