Выдохнуть можно в воскресенье на концерте Стинга в «Минск–Арене», где тоже будет царить семейная атмосфера — инглишмен из Нью–Йорка представит поклонникам своего сына Джо, и вместе с папой два Стинга будут развлекать тысячный зал проверенными хитами и новыми песнями. «Фир–мА!» — счастливо отзовутся меломаны в соцсетях о концерте.

Программа Международного фестиваля «ТЕАРТ» уже две недели бередит души театралов мощнейшими спектаклями, как с открытия задалось — блестящая постановка режиссера Сергея Землянского «Женитьба» с латышской труппой из Лиепая, где Гоголя танцевали, — и это было дико круто. После выстрелил в сердце балет модного французского хореографа Прельжокажа «Фреска»: чудное мгновение, сказочный сон, изящный этюд о любви. Про блокбастер московского Театра наций «Иванов» с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой и говорить нечего — ДК МТЗ был переполнен: такие звезды играют, да наотмашь, с чувством, как в последний раз. А что творила Словения на сцене Дворца культуры профсоюзов — городской театр Любляны представлял спектакль «Илиада»: кровь ручьилась, кокаин с Олимпа рассыпался и накрывал публику снежной шапкой, тела в битвах разрубались надвое. За три часа они рассказали всю историю Европы — от Гомера до наших дней: страшную, смешную и печальную. Просто браво!
С легким чувством зависти мои друзья из других городов читают отчеты с мероприятий в соцсетях: за две недели такая отменная ретроспектива всего лучшего сразу в современном искусстве. Должна, просто обязана в этом ряду упомянуть выступление пианиста Алексея Володина на фестивале Башмета — ему рукоплещут в Нью–Йорке, Токио, Вене, Париже, теперь вот — в Минске. Феноменальный концерт, виртуозное исполнение сказок Метнера на память, с редкой для гастролеров самоотдачей и дивной улыбкой «на бисах» самого Володина, озаряющей сиянием такой холодный и морально устаревший зал нашей филармонии.
Перехожу от поэзии к прозе. В этом сезоне как никогда остро почувствовала, как не хватает Минску современной концертной площадки — просторного теплого дома с хорошей акустикой и авторской архитектурой. Еще 15 сентября, в день открытия сезона в филармонии, когда наш Государственный академический оркестр отмечал 90–летие, дыша духами и туманами, я прилетела в своем лучшем платье на бал заранее, хотела выпить чашку чая за здравие маэстро Анисимова — буфет опечатан. Меня это кольнуло: конечно, когда еще как не в день открытия юбилейного сезона запереть бар наглухо? А концерт был как всегда великолепным, в зале относительно тепло. С робкой надеждой, что просто не успели сориентироваться и к фестивалю Башмета наладят комфорт, ждала встречи с Пендерецким и Володиным, все еще готовясь к походу «в концерт» как на праздник: декольте, боа, жемчуга. О, как я была не права — театральные и концертные залы у нас холодные невероятно, буфеты — одно название: вместе с модой привозить на фестивали сильных артистов пришла привычка встречать публику в фойе с электрическим чайником, за импровизированным столиком, где подают неизвестно какой свежести чебуреки. На «Илиаде» во Дворце профсоюзов, а спектакль шел три часа, публика в антракте была вынуждена ринуться в гардероб за пальто и шапками — и второй акт досматривать в верхней одежде, как в самые тяжелые, трудные для страны времена. Перехватить чай опять же не представлялось возможным: окоченевшие люди выстроились в очередь кольцами к одному–единственному чайнику.
Я прекрасно понимаю, что такие великолепные культурные встречи нам дарят люди с горячим сердцем и желанием привозить в Минск лучших из лучших. И директор «ТЕАРТа» Анжелика Крашевская, и неустанный руководитель фестиваля Башмета Ростислав Кример проводят колоссальную работу накануне осенних ангажементов. Хорошо бы администрация зданий, где проходят концерты, шла чуточку им навстречу и выравняла это соотношение «публика — зал»: включила бы отопление, парадный свет, угощала бы зрителей и артистов вкусным кофе и приличными бутербродами в антракте. Из таких, казалось бы, земных мелочей и создается атмосфера праздника в приличном доме, не правда ли?
viki@sb.by