Одними эмоциями не согреешься

О ледяных залах на горячих концертах

Культурная программа этой осени в Минске грандиозная, насыщенная. Наш любимый город превратился в этакий центр искусств, где можно время проводить в тренде, без отрыва от остального мира, и со вкусом. Вдохнуть в субботу в филармонии, например, — увидеть на сцене величайшего композитора Кшиштофа Пендерецкого, услышать, как он дирижирует великолепной симфонией «Семь врат Иерусалима», заметить, какой редчайшей красоты его супруга Эльжбета. Из директорской ложи она будет громче всех аплодировать минской премьере своего супруга Кшиштофа, а он станет на нее поглядывать мельком, слегка смущенно, как маленький мальчик, и раскланиваться благодарной публике, которая вызовет на бис маэстро три раза.

Выдохнуть можно в воскресенье на концерте Стинга в «Минск–Арене», где тоже будет царить семейная атмосфера — инглишмен из Нью–Йорка представит поклонникам своего сына Джо, и вместе с папой два Стинга будут развлекать тысячный зал проверенными хитами и новыми песнями. «Фир–мА!» — счастливо отзовутся меломаны в соцсетях о концерте.


Программа Международного фестиваля «ТЕАРТ» уже две недели бередит души театралов мощнейшими спектаклями, как с открытия задалось — блестящая постановка режиссера Сергея Землянского «Женитьба» с латышской труппой из Лиепая, где Гоголя танцевали, — и это было дико круто. После выстрелил в сердце балет модного французского хореографа Прельжокажа «Фреска»: чудное мгновение, сказочный сон, изящный этюд о любви. Про блокбастер московского Театра наций «Иванов» с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой и говорить нечего — ДК МТЗ был переполнен: такие звезды играют, да наотмашь, с чувством, как в последний раз. А что творила Словения на сцене Дворца культуры профсоюзов — городской театр Любляны представлял спектакль «Илиада»: кровь ручьилась, кокаин с Олимпа рассыпался и накрывал публику снежной шапкой, тела в битвах разрубались надвое. За три часа они рассказали всю историю Европы — от Гомера до наших дней: страшную, смешную и печальную. Просто браво!

С легким чувством зависти мои друзья из других городов читают отчеты с мероприятий в соцсетях: за две недели такая отменная ретроспектива всего лучшего сразу в современном искусстве. Должна, просто обязана в этом ряду упомянуть выступление пианиста Алексея Володина на фестивале Башмета — ему рукоплещут в Нью–Йорке, Токио, Вене, Париже, теперь вот — в Минске. Феноменальный концерт, виртуозное исполнение сказок Метнера на память, с редкой для гастролеров самоотдачей и дивной улыбкой «на бисах» самого Володина, озаряющей сиянием такой холодный и морально устаревший зал нашей филармонии.

Перехожу от поэзии к прозе. В этом сезоне как никогда остро почувствовала, как не хватает Минску современной концертной площадки — просторного теплого дома с хорошей акустикой и авторской архитектурой. Еще 15 сентября, в день открытия сезона в филармонии, когда наш Государственный академический оркестр отмечал 90–летие, дыша духами и туманами, я прилетела в своем лучшем платье на бал заранее, хотела выпить чашку чая за здравие маэстро Анисимова — буфет опечатан. Меня это кольнуло: конечно, когда еще как не в день открытия юбилейного сезона запереть бар наглухо? А концерт был как всегда великолепным, в зале относительно тепло. С робкой надеждой, что просто не успели сориентироваться и к фестивалю Башмета наладят комфорт, ждала встречи с Пендерецким и Володиным, все еще готовясь к походу «в концерт» как на праздник: декольте, боа, жемчуга. О, как я была не права — театральные и концертные залы у нас холодные невероятно, буфеты — одно название: вместе с модой привозить на фестивали сильных артистов пришла привычка встречать публику в фойе с электрическим чайником, за импровизированным столиком, где подают неизвестно какой свежести чебуреки. На «Илиаде» во Дворце профсоюзов, а спектакль шел три часа, публика в антракте была вынуждена ринуться в гардероб за пальто и шапками — и второй акт досматривать в верхней одежде, как в самые тяжелые, трудные для страны времена. Перехватить чай опять же не представлялось возможным: окоченевшие люди выстроились в очередь кольцами к одному–единственному чайнику.

Я прекрасно понимаю, что такие великолепные культурные встречи нам дарят люди с горячим сердцем и желанием привозить в Минск лучших из лучших. И директор «ТЕАРТа» Анжелика Крашевская, и неустанный руководитель фестиваля Башмета Ростислав Кример проводят колоссальную работу накануне осенних ангажементов. Хорошо бы администрация зданий, где проходят концерты, шла чуточку им навстречу и выравняла это соотношение «публика — зал»: включила бы отопление, парадный свет, угощала бы зрителей и артистов вкусным кофе и приличными бутербродами в антракте. Из таких, казалось бы, земных мелочей и создается атмосфера праздника в приличном доме, не правда ли?

viki@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...