С какого возраста следует учить ребенка языкам?

Одним словом

Учеба, работа, путешествия, да и просто общение — иностранный язык пригодится везде. Пытаясь облегчить жизнь своему чаду в будущем, продвинутые родители стараются начать обучение малыша как можно раньше, а есть и те, кто нанимает репетиторов для своих трехлетних дочек и сыновей. Но даст ли это эффект? Когда нужно начинать учить иностранный язык, каким должно быть обучение и как выбрать языковую школу? Будем разбираться.

фото manzyk.com

Не пустой звук

Насчет того, когда начинать обучение, есть два подхода. Первый: приступать нужно с рождения. Главный аргумент — дети из двуязычных семей, которые в короткие сроки становятся билингвами. Да и родной язык мы учим естественным путем, без всяких словарей и правил. Однако здесь стоит оговориться: овладеть двумя языками в раннем возрасте можно лишь при условии, если каждый родитель разговаривает с ребенком на “своем” языке. А это достаточно сложно. Еще доводы за обучение с пеленок: малыши быстро запоминают слова и постоянно подражают взрослым.

Второй вариант — начинать учебу с 6—7 лет. В этом возрасте ребенок уже на достаточном уровне знает родной язык и может осознанно подходить к изучению иностранного. В то же время память еще хороша, а языковой барьер не появился.

Однозначного ответа на вопрос, какой вариант лучше, не существует. К тому же стратегии нельзя назвать взаимоисключающими. Наталья Шарапа, преподаватель английского языка с десятилетним стажем, объясняет:

— Совсем маленькие дети воспринимают иностранную речь на слух. Им можно показывать мультики на английском, разучивать песенки, использовать иностранные слова в развивающих играх. Благодаря этому в будущем таким детям обеспечено хорошее произношение. Но вряд ли стоит рассчитывать на большее. От просмотра мультфильмов на английском ребенок не “заговорит”. Не стоит насильно заставлять малыша учить слова или тем более правила. На этом этапе главное не спугнуть, а наоборот, заинтересовать, привить любовь к иностранному.

Заниматься с ребенком можно дома самому или отдать его в специальный детсад, где есть занятия по английскому, или в языковую школу. Как правило, учебные программы для детей отличаются в зависимости от возраста слушателей. Группы для малышей 3,5—5 лет невелики: 4—10 человек. Обратите внимание: если больше, преподаватель вряд ли за всеми сможет уследить, а деткам необходимо внимание, иначе они просто не будут концентрироваться на заданиях. Уроки проходят очень динамично, а главная цель — выучить слова. Темы простые: цвета, животные, цифры, поры года и так далее. Обучение проходит в форме игры, попутно осваиваются и иные навыки: малыши много рисуют, вырезают, лепят, двигаются.

Вместе веселее

Не стоит питать иллюзий и от возраста 6—7 лет. По-прежнему речь идет о маленьком ребенке. Обучение должно проходить в игровой форме, иначе малыш долго не усидит. На этом этапе многие родители задаются вопросом: отдать на курсы или вложиться в индивидуальные занятия? Наталья Шарапа делится своим мнением:

— Думаю, для ребенка групповые занятия значительно актуальнее, особенно для тех, кто помладше. Это интересно — общение со сверстниками плюс есть больше возможностей для игр. В индивидуальных занятиях в школьном возрасте вижу смысл в трех случаях. Во-первых, если ребенок не успевает за школьной программой или малыш особенный и ему нужен индивидуальный подход. В таком случае занятия должны прорабатываться конкретно под ученика. Во-вторых, если родители планируют переезд в другую страну и им нужно, чтобы ребенок выучил язык как можно скорее. В-третьих, для подготовки к экзаменам. В остальных случаях курсов будет вполне достаточно.

Возрастная разбивка групп предусмотрена и для школьников. Для 6—9 лет обучение по-прежнему в основном в форме игры, расширяется словарный запас, постепенно ученики начинают строить предложения. Когда ребенок становится старше, темы усложняются.

Учтите: занятия на курсах разительно отличаются от школьных. Здесь обычно преподают по коммуникативной методике. Простыми словами для учеников это означает, что нужно будет много говорить. Язык изучается для общения! Учитель не будет исправлять каждую ошибку в речи: во-первых, важно развивать беглость и снимать языковой барьер, во-вторых, на занятиях в группе разбирать каждый огрех попросту невозможно.

Для подростков есть специальные программы для подготовки к централизованному тестированию. В этом случае ставка делается не на общение, а на подготовку к тесту. Отличаются подходы и на тематических курсах, которые готовят к школе.

Грамотный выбор

Основные параметры, на которые обращает внимание родитель при выборе курсов для ребенка, это удаленность от дома, цена и отзывы. Собственно, иного на начальном этапе и не узнать: то, что написано в рекламных буклетах или на сайте, зависит в основном от способностей маркетолога или копирайтера. Однако на деле, будет ребенок ходить на занятия с удовольствием и принесут ли они ему пользу, зависит в первую очередь от преподавателя. Наталья Шарапа объясняет:

— Даже при одинаковой программе обучения у каждого преподавателя свой подход. Если вы походили год на занятия и ребенку понравилось, лучше продолжить обучение у того же учителя, если есть возможность. Ее может и не быть: в зависимости от изменений в расписании и прохождения ученика на следующий уровень.

Сейчас модным стало отдавать детей на обучение носителю языка. Кто лучше научит, как не человек, для которого английский — родной? Такие занятия зачастую дороже. Однако здесь есть и подводные камни, говорит Наталья Шарапа:

— Если речь идет о занятиях, которые проходят в игровой форме, это будет полезно благодаря тому, что говорить на русском здесь не получится: ребенка просто не поймут. И если носитель языка несколько раз повторит одно и то же слово, оно так или иначе запомнится. Если же говорить о носителях языка как о преподавателях, в большинстве своем они ведут урок по той же программе, что и русскоговорящие учителя. Тот же и регламент: говорить он будет не более 10—15% занятия. Есть ли смысл переплачивать? Тем более если ребенку что-то останется неясным, иностранец вряд ли сможет ему понятно это объяснить. Думаю, когда уровень знания языка не очень высок, большой необходимости в занятиях с носителями языка нет.

Языковые школы обычно предлагают два занятия в неделю. Ходить чаще не стоит: не перегружайте ребенка. Однако следует учесть: дети быстро запоминают новые слова, но так же быстро их забывают. Поэтому будет полезно, если родитель в ненавязчивой форме по 10—15 минут в день сможет повторять с малышом изученное.

ПРЕЙСКУРАНТ

Групповые занятия для детей 3,5—6 лет — 7—12 рублей за занятие.

Групповые занятия для детей 6—10 лет — 5—10 рублей за занятие.

Групповые занятия для детей 10—17 лет — 7—15 рублей за занятие.

Уроки оплачиваются за месяц или за семестр. Необходимые принадлежности для малышей — карандаши, бумага, пластилин и прочее — обычно предоставляют на занятиях и они входят в стоимость. А вот для подростков может понадобиться докупить учебную литературу — книги могут стоит 30—70 рублей (но, как правило, учебники рассчитаны на год, а не на месяц или семестр).

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter