Одним росчерком пера

О рейтинговых агенствах

Рейтинги — они как актуальное искусство. Стоишь в какой–нибудь модной галерее перед кучей стальной арматуры. Куча как куча. На любой стройке такого добра навалом. Но это на стройке оно — куча. А здесь — на экспозиции — скульптура. Гид, закатывая глаза, бормочет что–то о символизме связи времен и обнаженном нерве экологии. И ты начинаешь, как китайский болванчик, многозначительно кивать головой. Мол, да — прочувствовал всю глубину замысла художника. Потому что, если не покиваешь, сойдешь за неуча и дилетанта. В итоге выбираешь меньшее из зол — молча умничаешь, ощущая при этом себя полным кретином.


То же и с рейтингами. Выдаст какое–нибудь именитое агентство свои выкладки — и аналитики, журналисты тут как тут. Изучают, препарируют, сопоставляют, тужатся, формулируя выводы. Ну как же, такие признанные гуру подбросили почву для размышлений. Даже если полную ахинею — кто осмелится предположить это вслух? Так страшно показаться идиотом.


И поэтому одно из последних творений агентства Moody’s на белорусскую тему наши либеральные сайты вынесли в топ–новости. Его спецы нарисовали два сценария развития ситуации в стране. За математической и словесной шелухой обнаруживается следующее. Вариант первый: если мы возьмем миллиардов 6 долларов кредита, стабилизируем валютный рынок и вернем рыночное курсообразование, то все со временем уладится. Вариант второй: если не возьмем, не стабилизируем, не вернем и вообще ничего не станем делать, то станет хуже. Может даже случиться дефолт. Это же каким нужно обладать недюжинным аналитическим талантом, чтобы изобрести такую дилемму? По глубине мысли она ничуть не уступает, например, такому умозаключению. Если в дождь взять зонт — останешься сухим. Если не взять — вымокнешь. Может, даже заболеешь и умрешь. Ну а какую мысль вынесли в заголовки наши «эксперты» — легко предсказуемо и ожидаемо. «Агентство Moody’s прогнозирует в Беларуси дефолт»... Ну а как иначе? В случае с зонтом было бы — «Человечество скоро вымрет от пневмонии». И никак не меньше...


Однако что это вообще такое — Moody’s? Ладно бы что–то кристально чистое и приличное. Тогда, быть может, его умствования и были бы достойны внимания. Но ведь агентство не вылезает из скандалов. Последний случился буквально на днях. Когда экс–президент фирмы Уильям Хэррингтон, проработавший в ней 11 лет, рассказал, как на самом деле лепятся рейтинги. Они попросту покупаются. Оцениваемыми банками и компаниями. И руководство, получая деньги, выдавливает из якобы независимых аналитиков нужные оценки. Это на корпоративном уровне. Но в нашем случае — более высокий. У.Хэррингтон на этот счет высказался в том смысле, что крупнейшие агентства могут оказывать значительное влияние на экономики государств одним росчерком пера. При этом высший менеджмент часто вмешивается в процесс анализа, проводимого аналитиками. Правда, кто заказывает «исследования» этого уровня, экс–президент Moody’s все же умолчал.


Здесь можно лишь предполагать. Если учесть, что жертвами рейтинговых агентств становятся даже такие монстры, как США. Вот понизил недавно Standard & Poor’s оценку Штатам. Помните, что произошло на биржах? Кто конкретно и сколько на этом заработал — навсегда останется тайной. И вот что еще удивительно. Биржи нервно отреагировали на выкладки того самого Standard & Poor’s, которое в свое время завышало рейтинги американских ипотечных ценных бумаг. В таких же махинациях было замечено и Moody’s. В силу чего, убеждены многие авторитетные экономисты, и разразился мировой финансовый кризис 2008 — 2009 годов. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц, например, прямо назвал рейтинговые агентства главными его виновниками.


А что агентства? Да ничего. Живут себе и здравствуют. Хотя в любом другом бизнесе топ–менеджмент если бы и не сделал себе харакири, то в деловом отношении из покойников бы точно не воскрес. А сами фирмы пошли бы или по ветру, или с молотка. Однако они продолжают лепить рейтинги. Названная двойка в компании с еще одной коллегой — Fitch — успели пройтись и по Европе. Оставив за спинами руины экономик Греции, Ирландии, Португалии. Прокуратура Лиссабона даже было начала по этому поводу уголовное расследование. Минюст США вроде бы тоже озаботился проблемой. Но что меняется? Кто следующий?


Количество болванов, готовых на каждый чих рейтингового агентства молиться, как на икону экономической прозорливости, похоже, не уменьшается. Как видно, в том числе и в наших широтах. Даже при том, что комбинации символов вроде Baa1, AA+, CCC–, DDD и прочие для них все равно, что куча арматуры в галерее актуального искусства. Созерцая, чтобы сойти за умного, надо надувать щеки и многозначительно кивать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter