Впервые в «Славянском базаре в Витебске» примет участие Государственный балет на льду Санкт‑Петербурга

Одним росчерком конька

В репертуаре театра — весь Чайковский: «Щелкунчик», «Спящая красавица» и, конечно же, «Лебединое озеро»...
ПРЕСС-СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО БАЛЕТА НА ЛЬДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ледовых шоу в мире много. Но классический балет на льду — явление уникальное. И коллектив такой — единственный. Танцовщики на коньках исполняют здесь именно классические русские балеты. В репертуаре театра — весь Чайковский («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро») и два балета Прокофьева — «Золушка» и «Ромео и Джульетта».

В Витебск приедут два из них — «Золушка» и «Лебединое озеро». Выступать петербургские артисты будут на арене Дворца спорта. Директор театра Михаил Каминов и художественный руководитель Константин Рассадин уже заранее беспокоятся по этому поводу. Дело в том, что все спектакли этого необычного театра рассчитаны на театральную сцену. И показывают их обычно в театрах.

Ледяной каток на подмостках, к слову говоря, монтируется меньше чем за сутки: специальную ванну, которая снабжена системой холодильных трубок, подключают к устройству, охлаждающему воду. Зрители порой даже не верят, что сцена покрыта настоящим льдом. Ведь все декорации, костюмы, движения танцоров — как в настоящем театре. Даже рисунок танца, хотя и представлен в авторской редакции Константина Рассадина, практически в точности повторяет классические балетные фуэте и арабески.

Сегодня Константин Рассадин с улыбкой вспоминает, как однажды после выступления его балета на гастролях в США к нему подошла восторженная зрительница. Она долго восхищалась искусством балерин и танцовщиков, а потом, опустив глаза, ахнула: «Как? Они еще и на коньках?!»

В Беларуси, конечно, такого зрительского наива не встретишь.

— Публика Беларуси практически не отличается от нашей, российской, — говорит Михаил Каминов. — Мы с белорусским зрителем хорошо знакомы: успели объездить с гастролями всю республику, выступали в Бресте, Гомеле, Бобруйске, Могилеве, Минске. Это наш народ, родной.

Надо сказать, Санкт‑Петербургский государственный балет на льду вообще чаще можно встретить где‑нибудь за рубежом, чем в родном Санкт‑Петербурге. Вот и сейчас театр едва успел вернуться из Греции, как уже готовится отправиться в длительное турне по Южной Америке. За семь недель артисты выступят в шести странах, среди которых Колумбия, Перу, Эквадор, Бразилия...

А вот на «Славянский базар в Витебске» коллектив получил приглашение впервые. И считает это особой честью: ведь среди претендентов были и другие ледовые шоу, но власти Беларуси отдали предпочтение петербургской классике.

Балет — искусство молодых, и балет на льду в этом смысле не исключение: в 37 танцоры уходят на пенсию. А пополняется коллектив в основном спортсменами‑фигуристами. Это, кстати, большая и трудная задача — сделать из спортсмена артиста.

— В фигурном катании другие задачи: ценность в сложности и трудноисполнимости трюков, — отмечает Константин Рассадин. — А в балете главное — эстетическая составляющая, в этом заключается смысл и душа танца: чтобы было красиво.

При этом многие элементы классической хореографии (например, постановки Джорджа Баланчина) для нашего уникального театра совсем не подходят. Ведь в основе каждого спектакля здесь должна быть внятная и четко улавливаемая зрителем история.

К слову, сам Константин Рассадин фигурным катанием никогда не занимался.

— Мое знакомство с коньками ограничилось детским опытом: встав на хоккейные коньки, подаренные соседом, я цеплялся крючком за проезжающие грузовики, такое было хулиганство, — смеется он сейчас.

Возможно, еще и поэтому к своим танцовщикам балетмейстер относится с величайшим уважением: научить фигуристов балету, считает он, проще, чем поставить классическую балерину с пуантов на коньки.

Между прочим, сейчас в коллективе театра танцуют не только россияне, но и белорусы. Одно из недавних приобретений — белоруска Полина Аксютик, приехавшая в Петербург из Бреста.

— Очень способная, хорошая девочка, — говорят о ней руководители театра.

Надо полагать, выступать на своей родине Полина будет с особым чувством: ведь показываться «перед своими» — это всегда особая ответственность. Впрочем, здешние артисты выходят с волнением на каждое выступление. Волнуется и балетмейстер. Хотя репертуар театра многие годы остается неизменным, новые вводы, новые сценические условия всегда привносят новые трудности.

Есть у Константина Рассадина мечта — поставить на льду классического «Дон Кихота». Вопрос, как это часто бывает, упирается в финансирование: цена постановки одного полномасштабного, в двух отделениях, классического балета на льду (а здесь только такие и ставят) — 25–30 млн российских рублей. Но радость, которую источают спектакли этого театра, деньгами не измерить.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

— Ленинградский государственный балет на льду основан в 1967 году выдающимся русским хореографом Константином Боярским.

— С 1980 года главный балетмейстер театра — заслуженный артист России, бывший солист Мариинского театра Константин Рассадин.

— В разные годы в Ленинградском балете на льду танцевали многократные чемпионы мира и Европы, двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, олимпийский чемпион Алексей Уланов и другие. В труппе около 20 фигуристов имеют звание мастера спорта России за победы во всероссийских и международных соревнованиях по фигурному катанию.

— С 1995 года Санкт‑Петербургский балет на льду выступает на сценах театров.

— В течение восьми последних лет его спектакли были с успехом представлены на лучших сценах США, Канады, Нидерландов, Германии, КНР, Южной Кореи, Тайваня, Греции, Португалии, Испании, Ирландии.

Ольга Штраус

o.shtraus@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter