Одним нажатием клавиши...

В минском ПТУ своими силами написали целую серию электронных учебников ПТУ № 114 Минска известно в образовательных кругах не только благодаря своему строительному профилю, но и некоторым нововведениями, не характерными пока для системы профтехподготовки. С первого взгляда ничто вроде бы не выдает в училище закрепившийся за ним статус инновационно-активного. Уютные кабинеты, в каждом их которых — компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор с экраном. Но кого этим сегодня удивишь? А коллектив училища удивил. Тем, как грамотно, с помощью современных информационных технологий усовершенствовал учебный процесс. Теперь ни один преподаватель здесь уже и представить не может, как раньше он мог работать без электронной книги. — Фрагментарно информационные технологии используются уже повсеместно. Наши педагоги пошли дальше и стали разрабатывать полноценные электронные учебники, — говорит заместитель директора училища по учебной работе Наталья Бурина. — По большинству предметов профессионального цикла они уже созданы. Ими можно пользоваться на всех этапах занятий... На снимке: во время работы с электронными книгами.

Взору пользователя предстает полноценная мультимедийная библиотека, на «полках» которой хранятся электронные учебники

ПТУ № 114 Минска известно в образовательных кругах не только благодаря своему строительному профилю, но и некоторым нововведениями, не характерными пока для системы профтехподготовки.

С первого взгляда ничто вроде бы не выдает в училище закрепившийся за ним статус инновационно-активного. Уютные кабинеты, в каждом их которых — компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор с экраном. Но кого этим сегодня удивишь? А коллектив училища удивил. Тем, как грамотно, с помощью современных информационных технологий усовершенствовал учебный процесс. Теперь ни один преподаватель здесь уже и представить не может, как раньше он мог работать без электронной книги.

— Фрагментарно информационные технологии используются уже повсеместно. Наши педагоги пошли дальше и стали разрабатывать полноценные электронные учебники, — говорит заместитель директора училища по учебной работе Наталья Бурина. — По большинству предметов профессионального цикла они уже созданы. Ими можно пользоваться на всех этапах занятий.

Электронный учебник — то, вокруг чего в последние годы много шума, кривотолков и домыслов, но мало... полезного дела. Несмотря на полярность мнений относительно функций и содержания электронных книг, это фактически те же печатные учебники в привычном понимании, но более наглядные и образные, доступные для восприятия благодаря оформительским подходам. Страхи родителей, основанные на убеждении, что общаться с оцифрованными книгами их чадам придется только посредством монитора компьютера, искажают суть процесса. В большинстве случаев машина нужна только педагогу. Взоры учащихся устремлены на интерактивную доску или экран, картинка на который поступает из объектива проектора. Электронный учебник может оживить статичное изображение привычного бумажного учебника, усилить образность, эмоциональность, благодаря которым и возможно запоминание. И все же электронное книготворчество — явление у нас пока редкое.

— В нашем понимании электронный учебник — это и сценарно-методический материал для занятия, необходимый педагогу, и полномасштабное пособие для учащегося, с которым он может работать в том числе и дома. Созданные при участии программиста учебники хранятся в так называемой открытой библиотеке — IT-классе. Пока библиотека находится в локальной сети училища, но мы планируем выложить ее и на наш сайт, тогда материал станет доступен широкому кругу пользователей. Желающих познакомиться с ними немало. Наш опыт мы стараемся транслировать на сайте училища — для этого в некоторых кабинетах и лабораториях установлены веб-камеры, — отмечает замдиректора.

Любопытно, насколько эффективна в действии мультимедийная замена классического учебника? Статистическая оценка эффективности использования электронных книг, проведенная в училище, говорит о том, что в среднем производительность учебного процесса в экспериментальных группах по сравнению с работавшими по традиционной технологии возросла по предметам естественного, математического направлений на 17 %, а по некоторым гуманитарным, например, по белорусскому языку — на 25 процентов.

Для создания электронных учебников в училище действует полноценная информационная лаборатория, где творческим процессом в дуэте заняты педагог-предметник и программист. Ценность электронной литературы еще и в том, что некоторая часть ее создавалась для работы с ребятами с интеллектуальной недостаточностью. Книг для них сегодня днем с огнем не сыщешь, а в училище такие ребята имеют возможность получать качественное образование наравне со всеми. Электронные книги помогают будущим цветоводам и озеленителям осваивать сложные компьютерные программы, необходимые для создания собственных проектов. Позабыты-позаброшены огромные ватманы: все чертежи и схемы с помощью мышки и клавиатуры создают уже и будущие строители.

Строительные технологии и информатизация — две области, в которых сегодня происходит наиболее динамичное развитие. Коллективу училища приходится поспевать сразу за двумя. Помогают ускоряться в освоении новых знаний как раз экзотичные пока для нашего образования электронные учебники. 

На снимках: будущие строители спешат за знаниями в мультимедийную библиотеку; от традиционных книг будущие озеленители тоже пока не отказываются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter