Количество убыточных сельхозпредприятий за 5 лет увеличилось более чем на 25%

Одни работают, другие их труд едят

По расчетам Минсельхозпрода, потери денежных средств только от нарушения схем севооборота и структуры посевных площадей  в 2014 году составляли 1,4 триллиона рублей
Spravedlivost().jpgЗа последние годы в сельское хозяйство вложено свыше 50 миллиардов долларов. Однако количество убыточных предприятий только за последние пять лет увеличилось более чем на 25 процентов от общего количества. За 8 месяцев чистый убыток превысил 175,5 миллиона рублей, увеличившись более чем на 30 процентов к аналогичному периоду прошлого года. Почему вложенные деньги не дают отдачи? И сакраментальное: кто виноват? 

Очень интересно и необычно отвечает на эти вопросы читатель Александр Понкратенко из Лиозненского района. «В большинстве хозяйств спад производства  не столько из-за  нерадивости руководителей, сколько из-за отсутствия у них возможностей исполнять не только передовые технологии, но даже самое простое нужное и необходимое. Можно сколько угодно быть подкованным в своем деле, но если даже в уборочную или посевную хозяйства стоят без солярки, ничего ты не организуешь и не сделаешь. Разрушители сельхозпредприятий — кабинетные цены на сельхозсырье от чиновников».

Кроме чиновников, читатель кивает и на молодежь, которая зациклена только  на собственности, сексе и интернете. А ведь в первую очередь, настаивает он, нужно думать о хлебе. «Пока все видят только упущения со стороны несчастных тружеников села. Нет, это мы все в государстве  обязаны им, ибо кушать нужно всем и ежедневно! А у нас многим нравится осуждать колхозников, и в первую очередь тем, кто ни разу в своей жизни не замарал землицей рук своих и не знает, что такое ежедневный, беспрерывный труд, а не развлечения». 

Следуя логике нашего читателя, белые и пушистые сельчане трудятся денно и нощно, не щадя живота своего и в поте лица своего, но всю картину им портят чиновники, цены, погода, природа. А все остальные только и занимаются тем, что осуждают крестьянина. Уверяю: тот, кто всю жизнь от звонка до звонка  протрубил на заводском конвейере или у станка, без передыху шьет одежду и обувь, производит ткани, посуду и многое другое, без чего не обойдется ни один крестьянин, может, и «не замарал руки землицей», но запах пота и цену хлебу насущному знает не хуже сельских жителей. 

И не надо о том, что у колхозников нет возможностей исполнять не только передовые технологии, но даже самое простое нужное и необходимое. Причины «упущений несчастных тружеников села» на Всебелорусском собрании предельно конкретно назвал Президент. Цитирую: «лень, воровство, нарушения трудовой и производственной дисциплины, отсутствие инноваций».

А я добавлю несколько официальных цифр, которые это подтверждают и объясняют, почему вложенные 50 миллиардов не везде дают адекватную отдачу. По расчетам  Минсельхозпрода, потери денежных средств только от нарушения схем севооборота и структуры посевных площадей  в 2014 году составляли 1,4 триллиона рублей, в 2015-м — 2 триллиона,  в среднем 1 миллиард рублей в расчете на одно хозяйство. В животноводческой отрасли  из-за элементарных нарушений в кормлении и содержании  животных только за первое полугодие этого года недополучено продукции на 3,7 триллиона неденоминированных рублей.

Со временем или от частого употребления весомость цифр как-то замыливается. На самом деле 50 миллиардов долларов это много или так себе? Информация, которая попалась мне совершенно случайно, подходит как нельзя более кстати. Так вот, за время работы орбитального комплекса  «Мир», по словам директора Федерального космического агентства России Юрия Коптева, потрачено 4,2 миллиарда долларов. Американская программа пилотируемых космических полетов «Аполлон», по сообщениям конгресса США, была одной из самых дорогих — 25,4 миллиарда долларов.

Без учета инфляции, конечно, но цифры кричат о колоссальности вложенных в АПК средств. Не раз в командировках приходилось слышать от доярок и механизаторов, зоотехников и слесарей  успешных хозяйств довольно крепкое словцо в адрес нерадивых соседей. Лодырям нечего помогать, считают они. Разорился колхоз — пусть он таким два-три года и останется. Так хоть земля отдохнет и люди поймут, что работать надо как положено, потому что нужно будет за что-то жить и растить детей. Ведь очевидно, что успешные платежеспособные хозяйства работают абсолютно в тех же условиях, как и те, что не сводят концы с концами. С одной лишь разницей: не кивая на трудности и не сетуя на чиновников, четко соблюдают технологии и считают каждый рубль. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter