Источник: Знамя юности
Знамя юности

«В 12 лет жизнь разделилась на до и после. Этот парень вырос в детском доме семейного типа»

«Однажды в дверь постучали. Это были органы опеки»


Когда ему было 12, в семью пришла беда: мать погибла в автокатастрофе, а отец начал заливать горе алкоголем. У органов опеки возникли вопросы к условиям, в которых жил ребенок. Свой 13-й день рождения подросток праздновал в приюте. О том, как удержать равновесие и не сбиться с пути, когда жизнь повернулась на 180 градусов, – в монологе 25-летнего Егора Куценко из Солигорска.

***

– Родился в обычной семь­е. Папа работал, мама была домо­хозяйкой, воспитывала меня, двух сестер и брата. Жили как все, вечерами собирались за одним столом на ужин, часто устраивали пикники на природе. В девять лет начал играть в футбольном клубе «Шахтер». В день, когда мамы не стало, вместе с коман­дой находился на турнире во Франции. Новость из дома разделила жизнь на до и пос­ле. Вместо того чтобы заботиться о детях, папа проводил время в компании бутылки алкоголя. Слухи о том, что отец начал пить, среди знакомых и в школе разошлись быс­тро. Однажды в дверь квартиры постучали представители органов опеки. Их интересовали мои условия жизни, поскольку я был единственным несовершеннолетним ребенком. После одной из таких проверок оказался в приюте. Первое время отец пытался меня вернуть, но не вышло: завязать с алкоголем так и не смог – его лишили родительских прав. Никто из близких не захотел взять меня под опеку. Их не виню: у каждого своя жизнь. 

***

– Первое время очень тянуло домой, потом привык. В приюте не запрещали заниматься любимым делом, и продолжил играть в футбол. Как и многие мальчишки, мечтал стать известным футболистом. Поначалу тренеры забирали меня из приюта и возили на стадион. Позже воспитатели отпускали одного. Занятия футболом были отдушиной, поэтому старался никого не подставлять и всегда возвращался вовремя.

Свой первый контракт Егор подписал в 14 лет

***

– В приюте сказали, что меня переводят в дом семейного типа в агрогородок Краснодворцы. Я туда не хотел. Думал, родители-воспитатели будут против моего увлечения спортом и скажут бросить, ведь сопровождать меня на тренировки в Солигорск не очень удобно. Но их реакция приятно удивила. Мама и папа сказали, чтобы не переживал по этому поводу, мол, спорт – это круто. 

С другими детьми подружился быстро, стали одной большой семьей. Все называли родителей-воспитателей мамой и папой. Я первое время обращался к ним по имени и отчеству, а потом и сам не заметил, как стал произносить такие главные в жизни каждого ребенка слова: «мама» и «папа». Чувствовал себя как дома. Мама баловала вкусными блюдами. Обожал ее наваристые борщи и картофельное пюре с печенкой. Никто не отменял и обязанности. Вели подсобное хозяйство, держали кур, свиней, коз и даже лошадь. Работы хватало и на огороде. 

***

– Когда пришло время определяться с профессией, хотел пойти, как и друзья, на сварщика. Думал не о том, кем стану после учебы, а как весело проведу время с одногруппниками. Мама пред­ложила рассмотреть другие варианты и оценить их пре­имущества. Задумался над альтернативой. В итоге подал документы в Солигорский профессионально-технический колледж. Мне давали место в общежитии, но решил остаться в доме семейного типа. Окончив колледж, понял, что получил хорошую специальность. Уже шесть лет работаю горнора­бочим очистного забоя в ОАО «Трест Шахтоспецстрой». Трудиться приходится под землей в разные смены, каждая – по семь часов. График скользящий, но меня устраивает. Рабо­та тяжелая, зато зарплата хорошая и коллектив неплохой. Бок о бок со мной трудятся знакомые ребята из приюта и детского дома семейного типа.

Егор часто гостит в доме семейного типа

***

– Отучился в автошколе, получил права и купил первую машину. Как накопил? Подписав контракт с футбольным клубом, стал получать неплохие деньги. Команда была сильная – на соревнованиях выступала хорошо. Несколько раз ездили на сборы в Украину, Болгарию. Зарплату старался не растрачивать по пустякам. Футболом увлекаюсь до сих пор. Но на последней игре получил травму. Сейчас восстанавливаюсь. Как только разрешат врачи, планирую продолжить выступать за коман­ду «Партизан». 

***

– Биологический отец умер, когда мне было 18 лет. С родными сестрами и братом вижусь редко, в основном общаемся по телефону. Год назад получил социальное жилье в Старобине. От него до дома семейного типа километров восемь. Даже на велосипеде можно доехать. Многому обязан своей второй матери. Она здорово поддерживает, многому научила, относится ко мне как к родному сыну, за советом обратиться к ней могу в любой момент. Всегда выслушает, подскажет и направит. Благодаря ей и добился того, что имею. 

mischenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter