Спектакль Гродненского областного театра кукол "Чайка" Олега Жюгжды примет участие в международном фестивале "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге

Однажды укушенный

По семейной легенде, все началось, когда ему было три года. В город — а жила тогда семья в Вильнюсе — приехал знаменитый кукольный театр Сергея Образцова из Москвы. Ребенка отвели на спектакль «Гусенок». Он так понравился малышу, что после представления дитя требовало продолжения театрального «банкета» и устроило родителям скандал. Семью даже высадили по дороге домой из троллейбуса — пришлось вызывать такси. Потом ему привезли из Москвы перчаточную куклу из папье–маше, во втором классе школы учительница организовала кукольный кружок. И потянулась цепь свершений... В четвертом классе он уже самостоятельно поставил спектакль «Мальчиш–Кибальчиш» на вечер памяти Аркадия Гайдара. От чего, кстати, не открещивается и сегодня и не пытается заменить Гайдара, скажем, на Гомера. Потом еще домоуправление попросило организовать кукольный кружок. Разве домуправу откажешь?

В «Чайке» Олега Жюгжды творчески соседствуют люди и куклы

После школы уехал поступать в Ленинград на актера театра кукол. Там срезался, но через год поступил в Минске, до этого успев поработать монтировщиком в Русском драматическом театре Литвы. Увидел театр изнутри и не разочаровался. В 1990 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино. И сегодня он «луч света в темном царстве», светлая голова современности, главный режиссер Гродненского областного театра кукол, лауреат Национальной театральной премии — Олег Жюгжда. Ставит спектакли Олег Олегович не только в Беларуси, но и в Польше, России, Украине, Литве. Его уже дважды номинировали на «Золотую маску» за спектакли «Вишневый сад», «Огниво», «...и наказание». В каждом — свой острый взгляд. Ирония и парадоксы. Легкость почерка. Отсутствие пафоса. Режиссер смело ставит в кукольном больших классиков: Шекспира, Лермонтова, Кафку, Достоевского, Чехова, Гете. Находит в них новые пласты и смыслы. За серьезными названиями «Макбет», «Пиковая дама» (удостоенный Национальной театральной премии), «Вий. Страшная месть», «Фауст. Сны», «Демон», «Визит старой дамы» всегда скрывается фирменная полуулыбка. Еще один нюанс: замечено, что мастер всегда с интересом смотрит чужие работы. Ведь бывает иного деятеля на чужую премьеру просто не дозовешься.

Редкий белорусский режиссер сегодня долетит до Сахалина, а Жюгжда долетел и поставил там в июне этого года знаменитую вампирскую историю — ни много ни мало, «Дракулу», превратив историю в мистический мюзикл. А в кукольном театре далекой и прохладной Карелии идет «Стойкий оловянный солдатик» в его версии. Ну и как забыть его драматический спектакль «Ольга» по пьесе финского автора Лауры Руахонен в театре им. Я.Купалы, где в неожиданной роли предстала народная артистка Мария Захаревич? Даже его детская постановка «Большой змей», показанная на IX Международном фестивале театров кукол в 2016 году, врезалась в мою взрослую память: бездна выдумки и обаяния. И очень смешно!

Под занавес сезона в Гродно состоялась премьера «Комедия Юдифи» по пьесе Сергея Ковалева в постановке Жюгжды. В сентябре его «Чайка», признанная в мае лучшим спектаклем девятого Международного театрального фестиваля «Гостиный двор» в Оренбурге, примет участие сразу в трех международных фестивалях. В XVI Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины», в Международном форуме театрального искусства «ТЕАРТ» в Минске и знаменитом международном фесте «Балтийский дом» в Санкт–Петербурге, который пройдет уже в двадцать седьмой раз.

Если у кого–то и после всего этого язык повернется сказать, что театр наш — местечковое кабаре, остается только развести руками. Вам что уж, и Жюгжда нехорош? У вас другие любимые режиссеры?

Добрый зритель в 9-м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter