Одна нога хорошо, а две — лучше

О выполнении госпрограммы развития малых и средних городов

Приблизить качество жизни в провинции к уровню больших городов. Стимулировать инвестиции. Создать новые рабочие места. Наладить выпуск востребованной, рентабельной продукции. Расширить налоговую базу. Улучшить социальную сферу... Эти актуальные цели преследует госпрограмма развития малых и средних городов. Она была утверждена в 2007 году. Что имеем сейчас?


Выполнение программы, как следует из вчерашнего обсуждения на Президиуме Совета Министров, пробуксовывает... 16 инвестиционных проектов, можно сказать, отправились в корзину. Из-за потери интереса со стороны инвесторов, отсутствия бюджетного финансирования, банкротства предприятий. По 21 проекту Министерство экономики предлагает продлить сроки реализации. Причины отставания от утвержденных графиков чисто бюрократические. Долго разрабатывалась проектно–сметная документация, со скрипом согласовывались закупки оборудования, не вовремя перечислялись деньги из местных бюджетов...


То, что «бумажная» стадия инвестиционного проекта съедает больше двух лет, весьма печально. В странах Юго–Восточной Азии, как известно, за такой срок в чистом поле возводятся огромные заводы. Пока в Ганцевичах, Бресте, Минске совещаются и собирают подписи под документами, в Китае, Вьетнаме, Бангладеш уже грузят готовую продукцию.


Премьер–министр Сергей Сидорский в очередной раз покритиковал неспешность местных и министерских чиновников: «Собрались, посмотрели, поговорили — давайте все перенесем, ничего делать не будем. Как будто в 2010 году что–то изменится!»


Еще цитата: «Если в Хотимске, к примеру, не хотят строить кирпичный завод, пусть построят другое предприятие. Если будем создавать новые рабочие места, люди будут закрепляться на них, будут уверены в завтрашнем дне и не надо будет вмешиваться туда чиновникам».


Пока же чиновники, ответственные за развитие малых и средних городов, по выражению Премьер–министра, «ходят друг за другом». Изучают бизнес–планы, согласовывают, выделяют (или, наоборот, задерживают) бюджетные деньги... Во всех этих действиях чувствуется дефицит предпринимательской инициативы. Где же частный бизнес? Почему он не спешит строить новые производства в Хотимске, Василевичах, Ганцевичах и других небольших городах и поселках? И попутный вопрос: почему так вяло вовлекается в хозяйственный оборот неиспользованное государственное имущество (исхожу из прозвучавших вчера данных)?


Ответы решил поискать «внизу», на земле. Позвонил Владиславу Мартияну, директору госучреждения «База — хранилище государственного страхового фонда документации». Об этом объекте, расположенном вблизи деревни Зубревичи Оршанского района, я уже писал. Сначала со скепсисом: мол, вряд ли какой частник возьмется инвестировать в доведенные до плачевного состояния здания. Потом с восхищением: нашелся такой человек! Жаль, оказалось, из–за проблем с налоговой инспекцией бизнесмен из Полоцкого района отказался от приобретенных построек. А найти нового собственника, по словам Владислава Мартияна, не получается. Девять аукционов оказались безрезультатными...


«Но интерес к неиспользуемым зданиям есть! — удивил меня директор базы–хранилища. — Я уже разговаривал со многими бизнесменами, они готовы купить пустующие «коробки». Но не спешат расставаться с деньгами, потому как опасаются: а вдруг изменятся «правила игры» и у растущего бизнеса возникнут проблемы? Покупатели хотят твердых гарантий».


Пожалуй, эта проблема поважнее отдельно взятых проектов и показателей. Известно, что многие крупные иностранные компании, инвестирующие в Беларусь, получают не только серьезные преференции, но и гарантии того, что государство не будет менять «правила игры» в течение стольких–то лет. Почему не распространить эту практику и на наш бизнес? Да, он в массе своей не так солиден и богат, как западные и российские компании. Но ведь для создания рабочих мест в малых городах и поселках не требуются миллиарды долларов. Как раз в провинции наш частный бизнес мог бы раскрыть свой, безусловно, большой потенциал. Так, может, действительно стоит предоставить ему гарантии стабильных условий работы? Защитить от ненужного «вмешательства» чиновников? И не на год или два, а на 5 лет, а лучше — на 10.


Какие мнения на этот счет?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Ihar Melnikau, Минск
Законодательство сделать либеральным, и от налогов освободить. Пускай бизнесмены на ноги становятся, развиваются. «Снимать пенку» нужно с тех, кто уже стабильно стоит на ногах, заявил о себе на внутреннем рынке, имеет оборотный капитал, в несколько раз превосходящий его расходы. А когда частник только-только приобрел объект, а его тут же окружают опекой, и требуют с него налоговый результат, то никакого толка из этого ни для государства, ни для бизнеса, ни для малых городов и их населения не будет.
Леонид
Жаль, что г-н Волянюк не вспомнил о нпшей действительности. 1. Ведь мы должны скоро \\\\\\\\\\\\\\\"пржать руку последнему предпринимателю\\\\\\\\\\\\\\\". А кто хочет быть \\\\\\\\\\\\\\\"последним\\\\\\\\\\\\\\\"? 2. Ярчайший пример нашего госправления - это недавние действия кабмина по импорту. Такого в нормальном бизнесе нигде в мире не встретишь! Или это постановление имело совсем другую цель, чем регулирование импорта? Но тогда - это просто преступление!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости