Ирина Курочкина — о главных турнирах прошлого сезона и видах на Токио

Одна на ковре

На недавно завершившемся в Нур-Султане чемпионате мира по борьбе белорусские спортсмены завоевали одну бронзовую медаль. Ее команде принесла Ирина Курочкина, получившая вместе с наградой лицензию на Олимпийские игры в Токио. Нынешний сезон для борцов был непростым: он вместил в себя сразу три топ-турнира — чемпионаты мира и Европы, а также II Европейские игры в Минске. И лишь с одного из них — чемпионата Европы — Ирина вернулась без награды. Впрочем, времени на то, чтобы расслабляться, у спортсменки нет: после чемпионата мира она отвела неделю на отдых и уже приступила к тренировкам — в следующем году ее ждет первая в карьере Олимпиада.


— Какой из трех топ-турниров, на которых довелось выступить в прошлом сезоне, дался тебе сложнее всего?

— Ни один из них не был простым. На чемпионате Европы, который проходил раньше других, во второй схватке проиграла норвежке Грейс Буллен. Нельзя было тогда расслабляться до самого конца, а я в какой-то момент начала пятиться, что дало сопернице преимущество. Если бы напирала, все могло закончиться по-другому. После чемпионата Европы мы с моим тренером Артуром Зайцевым сели и разобрали каждую спортсменку, которая готовилась выступать на Европейских играх в Минске. На этом домашнем турнире очень чувствовалась ответственность. Я готовилась, знала, что могу и чего хочу, старалась прислушиваться к тренеру и своему самочувствию. Получилось выиграть золото, а в ходе турнира победить и ту самую норвежку. Показать максимальный результат мне тогда помогла поддержка семьи и близких людей.

— Европейские игры были первым в твоей карьере мультиспортивным форумом. Чем они запомнятся, кроме, конечно, победы?

— Уровень организации был просто супер. Мы жили в отличном общежитии в Деревне спортсменов, где все было чисто и аккуратно. Питание было организовано 24 часа в сутки — для тех, кто гонял вес и кому потом надо было восстанавливаться, подготовлено было все. Большой разминочный зал, то, как нас выводили на схватки… Все было отлично!

— Какой настрой был перед чемпионатом мира?

— Я волновалась — хотелось выполнить задачу, которую передо мной ставили. Мы много работали, но, возможно, в Нур-Султане я не показала всего, на что способна. Кажется, я и на пик формы не вышла — все-таки два раза за год подходить к нему очень сложно. Каждая схватка была непростой. Китаянку Жун Ниннин, которая в прошлом году выиграла чемпионат мира в этой категории, я в 1/8 финала таскала-таскала по ковру, а потом просто не осталось сил, чтобы добавить и провести прием. Хоть и проиграла, боролась до конца. Но благодаря тому, что она прошла в финал, у меня появилась возможность бороться за бронзу.

— И уж в этой борьбе ты своего не отдала. После прошлогоднего чемпионата Европы, на котором завоевала свое первое золото на турнирах такого уровня, отношение к тебе изменилось. Если до него тебя называли перспективной, то после — одним из фаворитов в своем весе. Это о чем-то говорит?

— Сейчас у меня многие спрашивают, чувствую ли я себя лидером сборной. Но то, что я взяла олимпийскую лицензию, еще не значит, что стала лидером. Я пока не выиграла чемпионат мира, не стала олимпийской чемпионкой. Понимаю, что это, конечно, хороший скачок, но мне еще надо очень много работать. Я не зазвездилась. Хотя раньше было такое, что, как говорит один из наших тренеров, «хвостом виляла», мол, да я, да посмотрите на меня. В этом не было ничего хорошего. Сейчас научилась абстрагироваться от таких мыслей. После турниров начинаю работу над собой — анализирую, просматриваю записи, разбираю собственные ошибки. 

— Сейчас тебе психологически проще стало выходить на ковер против сильных соперниц? 

— Зачем вообще заниматься спортом, если боишься выйти против титулованного соперника? Не факт, что он лучше тебя, хотя у него может быть гораздо больше опыта. Другое дело, если ты что-то во время подготовки недоделал. Может быть, приведу не самый правильный пример, но это, как в школе. Если идешь на уроки, выучив все, что было нужно, ты не будешь переживать, что тебя вызовут или что плохо напишешь контрольную. 

— Из весовой категории до 55 килограммов ты перешла в олимпийскую категорию до 57. Насколько высока в ней конкуренция?

— Когда я боролась в категории до 55 килограммов, весила 57—58, поэтому сейчас мне практически не приходится гонять вес. А конкуренция серьезная. Например, в моем весе сейчас борется олимпийская чемпионка Рио-де-Жанейро в весе до 63 килограммов, четырехкратная чемпионка мира Рисако Каваи, которой на тех Играх проиграла наша Маша Мамошук. Нигерийка Одунайо Адекуоре, трижды становившаяся призером чемпионатов мира, турчанка Элиф Есилирмак, выигрывавшая чемпионат Европы, молодая и не самая удобная для меня молдованка Анастасия Ничита, которая на этом чемпионате мира стала пятой… Так что просто на Олимпиаде не будет точно. 

— Для многих спортсменов Олимпийские игры — это мечта и главная цель. А для тебя?

— Я всегда хотела выступить именно на Олимпиаде. В Рио-де-Жанейро я не попала. В 2015 году перенесла операцию, и благодаря профессионализму доктора Сергея Макаревича смогла достаточно быстро вернуться в борьбу, но отбор на Олимпиаду проиграла. Теперь завоевала лицензию, поэтому хочу хорошо подготовиться, выступить и показать все, что могу. 

— Живешь и тренируешься ты по-прежнему в Бобруйске. В Минск не собираешься перебираться?

— Нет. На днях я приехала из Бобруйска в Минск — надо было решить несколько дел в разных концах города. Маршрут вроде как нормальный, но на то, чтобы объехать все, потратила очень много времени. Я привыкла, что в Бобруйске для меня все удобно: есть зал, где можно тренироваться, и он находится рядом с домом. Поликлиника, диспансер — все поблизости. Мне нравятся моя квартира, район, в котором живу, люди, которые меня окружают. Так что останусь бобруйчанкой!

past@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter