Как удалось соединить Масюковщину и Минск и что изменилось у сельчан-горожан?

Одна корова на всю Масюковщину

Как удалось соединить деревню и город и что изменилось у сельчан-горожан?
МАСЮКОВЩИНА до 2004 года – крупная деревня в Минском районе. Лет 20 назад здесь даже работало сельпо, а к врачу сельчане отправлялись в Ждановичи. Старожилы не могут точно сказать, откуда пошло название их родной деревни. Только предполагают: от распространенной украинской фамилией Масюк. Теперь Масюковщина – часть оживленного микрорайона столицы. С одной стороны к нему примыкает крупный рынок «Ждановичи», с другой – бывшая военная часть. Рядом железная дорога на Молодечно, где останавливаются скоростные электрички. Как удалось соединить деревню и город и что изменилось у сельчан-горожан?

Местные жители вынуждены делить проезжую часть с автомобилями.
Местные жители вынуждены делить проезжую часть с автомобилями.

ПОКА шли по деревне, поняли: местные настороженно относятся к незваным гостям. От кого-то прячутся и укрепляются. Заборы на участках высокие, почти у каждого во дворе собака. Мне поясняют: рядом рынок, много бродяг-попрошаек.  

Житель дома по улице Масюковщина Сергей М. на нашу просьбу сфотографироваться отказывается. И объясняет, как на прошлой неделе выставил незваного гостя:

— В час ночи постучался пьяный и просит: пустите переночевать. Я за лопату и по хребту. Бежал, аж пятки сверкали… А «ксиву» и нарисовать можно. 

От такой «теплой» встречи не по себе. Идем дальше. Знакомимся с Николаем С. Его называют художником. Душа компании. Знает тысячу анекдотов и примерно столько же тостов. 

Поначалу на наше присутствие Николай С. отреагировал: «На кого работаете и кто такие?»  Но как только он показывает свой старый дом – хибару — образ крутого парня сходит с него.  Николай, не стесняясь, просит червонец.  

Слесарь-ремонтник МАЗа Вячеслав ЛИМОВИЧ вскапывает огород
Слесарь-ремонтник МАЗа Вячеслав ЛИМОВИЧ вскапывает огород

Наш герой нигде не работает. Сидит, как это принято говорить, на шее у сестры. Зато претензий вагон и тележка. Сосед, мол, прокладывал трубы, переулок в ямах. По воду далеко ходить — колонка в пятистах метрах. Вот от трудностей и опохмеляется.

— В старой Масюковщине многие выпивают. Не то что раньше, лет 20 назад. Не хотят работать. Может, хоть новый закон о тунеядстве на них повлияет, — делится жительница микрорайона Светлана В, узнавшая, что мы от художника.  

ДВИЖЕНИЕ по улице Масюковщина оживленное. Как и во всяком большом городе, люди умудряются потеряться даже с навигатором: 

— Не подскажете, как к станции проехать? — растерянно спрашивает водитель микроавтобуса. К сожалению, сами дороги не знаем и только руками разводим.

Жительница улицы Любовь Кваченок объясняет, что дорога, — а она единственная в сторону станции Масюковщина – перекрыта. Блуждают автолюбители, водители такси.  Хотя навигатор показывает: мимо бетонных плит проезд разрешен.

Местные давно спорят за эту дорогу. Житель дома № 86 даже телевидение вызывал. Бетонные плиты прямо у его дома. Из-за них на машине «накручивает» лишние километры. А вот хозяин дома № 71 согласен с таким заграждением. Автомобилей меньше,  пешеходам безопаснее. 

 Любовь Квачинская предлагает компромисс: заграждение оставить, но с возможностью проезда только местным. Она считает, что нужно установить ворота. Всем раздать чипы для пропуска.  

УЛИЦА Масюковщина хотя и центральная, но узкая. Водители здесь норовят полихачить.  Один такой проломил забор у 76-летней Таисии Ярошевич. 

Похороны в некогда родной деревне для жителей Масюковщины запрещены. Причина – нет места на кладбище. Сельчан-горожан подзахаранивают к своим близким. В КУП «Спецкомбинат КБО» объясняют: это не запрещено, если последний раз покойника хоронили больше 20 лет назад.



У 75-летней Ларисы Шахминой многие родные на кладбище в Масюковщине:

— Даже не знаем, куда нас отвезут. Односельчанина даже в Ракове хоронили, ближе места не нашлось. 

На это в КУП «Спецкомбинат КБО» добавляют: бесплатно выделят могилы на Западном кладбище.   

ЖИТЕЛИ Масюковщины морально готовы, что их дома снесут – им не раз об этом говорили. Старики уже привыкли и не сильно хотят менять тесные квартиры на родительские дома. Но они охотно уступают право выбора молодым. 

— В моем доме аккуратно, — устраивает экскурсию по комнатам Таисия Ярошевич. – У внука отдельная комната с компьютером. Но он сказал: девушку свою не приведет. Ему стыдно, что все старое – печь, пол, стены. Молодежь хочет современную обстановку. А куда они, туда и я.

Вместе с тем у Таисии во дворе нескошенная трава, нужно спиливать старые ветки на деревьях. Уже немолодая, она не сможет это сделать сама.  Однако на вопрос, почему не поможет внук, лишь молча опускает глаза. И без слов понятно: не больно хотят молодые благоустраивать участки. 

ПРОЩАЕМСЯ с Масюковщиной, заходим напоследок к хозяйке дома № 70 Светлане Н. С первых слов она высказывает недовольство: «Живем в Минске, а по воду ходим как в деревне. И помыться негде». 

Светлана подсчитала, что слишком больших денег стоит провести коммуникации: не меньше 10 тысяч долларов. 



Да, в Масюковщине нет центрального водопровода, канализации, не подведен газ. Некоторые семьи продали жилище и переехали в город. Но почему другие жильцы смогли себе проложить коммуникации? Безвыходных, как оказывается, ситуаций нет. Можно попытаться выкопать колодец, пробурить скважину. 

Еще 30 лет назад в Масюковщине дружно высаживали огороды, пасли по очереди общее стадо коров. Мылись тогда в бане, а стирали по-простому – в тазиках. Теперь в Масюковщине только одна корова, еще в одном доме содержат кур и коз. С сельским укладом уходят и привычки. Сельчане стали горожанами, и требования у них на городской манер.

КОММЕНТАРИИ

Заместитель главы администрации Фрунзенского района Минска Кирилл АЛЕХИН:

— По генплану развития столицы на этой территории планируется усадебная низкоплотная застройка. В основном все нынешние дома сохранятся, под снос пойдут лишь те, которые попадают в санитарно-защитные зоны и под будущие дороги (таких строений может быть около двадцати). После упорядочения границ существующих участков (в городе положено на одного владельца не более 15 соток) в Масюковщине может появиться еще примерно 50 усадебных домов. Это будут коттеджи и блочные дома. Численность населения после застройки этого района увеличится до 445 человек, а жилой фонд составит более 12 тысяч квадратных метров.

В Масюковщину планируется провести инженерные сети, устроить местный проезд. Начнется строительство начальной школы-сада на 260 мест, 7-и административно-деловых объектов с кафе, аптеками, магазинами, сберкассами, почтой. В микрорайоне появится сбербанк, гостиница на 240 мест, паркинг на 500 машин, мини-маркет, площадка по сбору отходов. 

Начальник отдела городского хозяйства администрации Фрунзенского района Юрий ЛОБКО:

— Бетонные блоки по улице Масюковщина установлены по решению Мингорисполкома. Плиты преграждают движение транзитным фурам. Для пешеходов гораздо безопаснее. А вот сделать пешеходную дорожку нет возможности – практически ничего не останется от проезжей части.  

Ограждение должны убрать, в планах строительство объездной улицы. Она  пройдет параллельно железнодорожным путям и свяжет район разворотного кольца автобусов с кольцевой автодорогой. Это будет новый выезд из города, а улица Масюковщина останется в стороне. 

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter