Во сколько обойдется покупка курсовой или дипломной и стоит ли такая игра свеч?

Одна голова хорошо, а две... дороже

Объявления о продаже письменных работ, особенно перед началом вузовских сессий, можно увидеть, что называется, на каждом столбе. Достаточно много таких предложений и в интернете. Старшее поколение, которому в студенческие годы приходилось пользоваться исключительно библиотечными фондами, причем самостоятельно, разводит руками:  да, сейчас никаких усилий прилагать не надо, были бы деньги. Однако не все так гладко, как кажется. Почем нынче “мозги на заказ”, может ли опытный преподаватель сразу распознать “липу” и какими кнутами и пряниками борется с плагиаторами Министерство образования?

lawsofattraction.com

Цена вопроса


Стоит только ввести нужный запрос — и к вашим услугам десятки “образовательных” сайтов. Нижняя планка вполне приемлемая: контрольная — от 20 рублей (ее берутся написать за 3—7 дней), курсовая — от 60 рублей (до 7 дней), дипломная — от 230 рублей (это займет 30 дней), магистерская диссертация — от 450 рублей (45 дней). Предлагаются услуги даже по написанию отчетов по практике — от 75 рублей (срок исполнения до 7 дней).

В крупных фирмах ценник выше: минимальная цена курсовой — 95 рублей, дипломной — от 450 рублей. При этом существует градация заказов: категории “эконом”, “стандарт” и “ВИП” — разница в количестве доработок после сдачи, а также в уровне уникальности текста. Во всех случаях, если работу нужно сделать быстро, стоимость возрастает.

Как говорил Остап Бендер: “Красть — грешно! Надеюсь, мама вас познакомила в детстве с этой доктриной? К тому же это бесцельная трата сил и энергии”. Впрочем, далеко не все воспринимают жульничество в обсуждаемой нами области как криминал. Дескать, какие проблемы, раз я заплатил деньги?

— Отношусь к этому двояко, — говорит Александр К., студент 3-го курса одного из вузов. — Бывает, работы под заказ оправданы. Не все предметы одинаково важны для будущей профессии, есть основные и второстепенные, которые, на мой взгляд, не стоит изучать досконально. Пару раз мне писали рефераты за деньги, но я всегда подробно изучал готовый “продукт”. В большинстве предметов я разбираюсь — учась на стационаре, уже подрабатываю по специальности. Так что халтуру мне никогда не подсунули бы, да и ответить на вопросы при защите я сумел бы. Единственное, что считаю недопустимым, — если работа не пишется индивидуально по заказу студента, а просто копируется, чтобы сэкономить.

Доверяй, но проверяй


Действительно, для тех, у кого нет лишних денег, а самому что-то делать неохота, есть просторы интернета, где можно скачать работы, имеющиеся в свободном доступе. Однако все равно придется приложить усилия, например, изложить содержание своими словами. Иначе затея чревата провалом — практически во всех белорусских высших учебных заведениях сейчас есть либо российская система “Антиплагиат”, либо аналогичные. И это оправдано, считает проректор по научной работе Белорусско-Российского университета, доктор технических наук, доцент Виктор Пашкевич:

— В нашем вузе используются белорусские и российские образовательные стандарты. Согласно российским требованиям, все научные работы должны проходить проверку на антиплагиат, поэтому мы внедрили технологии проверки на наличие заимствований и сделали это очень своевременно. Система контроля помогает нам выйти на новый уровень творчества, без заимствований. Кстати, у нас проверку на порядочность проходят не только работы студентов, но и публикации аспирантов, научные труды преподавателей.

Как это работает


Принцип всех проверяющих программ сходен: лицензионная версия размещена на сайте разработчика, а клиентам на платной основе предоставляется ключ для ее использования. Программа находит совпадения в проверяемом тексте и базах данных библиотек научных трудов — рефератов, диссертаций.

— Преимущество в том, что ей под силу провести сравнения текстов не только с простыми поисковыми системами, размещенными в открытом доступе, но и с закрытыми, платными базами данных, — поясняет Виктор Пашкевич. — Надо понимать, что любой текст состоит из нескольких частей — оригинальных мыслей автора и цитат. Если цитаты оформлены по всем правилам, со ссылками на первоисточник, это не плагиат, в отличие от случаев, когда чужие мысли выдаются за собственные. Но, если цитат слишком много, в том числе если автор излишне часто цитирует самого себя — выдержки из своих прежних научных публикаций, его труд может быть отправлен на доработку. Такая статья не представляет ценности, ведь основное требование к любому научному труду — он должен содержать новые знания. А в случае излишне частого возвращения к мыслям и выводам, уже высказывавшимся ранее, публикация перестает соответствовать этому критерию.

Однако и профессура в вузах недаром свой хлеб ест — опытный преподаватель способен распознать подвох практически сразу, уверен заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Могилевского университета продовольствия, доктор социологических наук, профессор Юрий Бубнов:

— Настораживает, если работы слишком “гладкие”. Уличив студента в плагиате, я всегда очень расстраиваюсь. Вообще, на мой взгляд, творческий потенциал нашей молодежи, способность писать что-то без “шпаргалок” заметно снижается. Даже у лучших студентов нашего вуза, магистрантов, удельный вес самостоятельности, к сожалению, незначительный.

Овчинка выделки не стоит


Многие молодые люди не отдают себе отчета в том, что, пользуясь плодами чужого труда (пусть и честно оплаченного), ходят по лезвию ножа, говорит начальник управления высшего образования Министерства образования Елена Липа. Ведь когда вы заключаете договор на обучение с вузом, то обязуетесь добросовестно и ответственно относиться к своим обязанностям. В частности, любые работы выполнять самостоятельно. В противном случае у администрации есть все основания прекратить договорные обязательства — вы можете просто “вылететь” из вуза. Как правило, такие студенты потом восстанавливаются в то же учебное заведение, а неприятный “осадочек” от их жульничества у преподавателей остается. Стоит ли рисковать репутацией? Кстати, в Минобразования не исключают возможности создания в перспективе базы данных недобросовестных студентов. В этом случае любители отучиться “без напряжения” рискуют вообще лишиться возможности получить диплом.

— Проблема плагиата, выполнения на заказ курсовых и дипломных работ — глобальная и существует не только в нашей стране, — отмечает Елена Липа. — О том, насколько она серьезна, говорит создание общеевропейской платформы по вопросам этики, прозрачности и честности в образовании (Platform on Ethics, Transparency and Integrity in Education), объединяющей специалистов более 50 государств. Кстати, представители белорусских вузов регулярно принимают участие в ее работе, изучают опыт зарубежных университетов. Вопрос также находится на контроле в Министерстве образования. Причем в настоящее время мы активно противодействуем плагиату в любых формах. Результаты работы и рекомендации вузам по этому поводу обсуждались в феврале прошлого года на совещании-семинаре в Республиканском институте высшей школы.

Рисунок Олега Попова

Специалисты свидетельствуют: законодательная база в нашей стране сейчас на должном уровне — проконтролировать и студентов, и недобросовестных рекламодателей можно. Например, Минобразования весьма успешно действует совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли в вопросах выявления ненадлежащей рекламы — владельцы сайтов по продаже различного рода контрольных, курсовых, дипломных и прочих работ регулярно привлекаются к ответственности.

— В числе основных задач в сфере высшего образования, определенных Концептуальными подходами к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года, следует назвать повышение качества и эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов, углубление связей с организациями-заказчиками кадров, — продолжает Елена Липа. — При этом важно совершенствовать организацию образовательного процесса, внедрять современные методики и программы обучения. Например, чтобы стимулировать молодых людей именно к самостоятельной работе, мы постоянно вносим изменения в тематику курсовых и дипломных работ, корректируем эти вопросы с заказчиками кадров, учитывая их требования, обновление ресурсной базы. То есть воспользоваться курсовой или дипломной работой, которую кто-то написал даже год назад, становится крайне проблематично — данные быстро устаревают. Это также означает, что сторонний человек (продавец дипломных), не имеющий представления о специфике конкретного предприятия, не в состоянии качественно “отработать” заказ.

Плюс ко всему каждый вуз принимает локальные нормативные акты, которые предусматривают меры дисциплинарной ответственности по отношению к студентам за предоставление письменных работ, выполненных на заказ. Мы настаиваем на принципиальной позиции в этом вопросе, поскольку покупка курсовой или дипломной работы — не менее серьезное нарушение, чем продажа. По целому ряду гуманитарных специальностей дипломные работы сейчас заменены на государственные экзамены. Основу дипломных проектов, курсовых работ составляет практическая часть, которая выполняется под непосредственным контролем и руководством преподавателей конкретного вуза, представителей заказчиков кадров. Согласитесь, при таких условиях знания уже не получится купить — их надо наглядно продемонстрировать.

Стимулирует студентов к самостоятельной работе и то, что многие вузы страны сейчас работают на основе модели “Университет 3.0”, которая предполагает максимальную вовлеченность молодых людей в цепочку “образование — наука — инновации — производство — коммерциализация”. Здесь на чужом труде тоже далеко не уедешь. Повышают престиж самостоятельного труда республиканские и международные олимпиады и конкурсы. Например, в этом году уже в двенадцатый раз Министерство образования совместно с Госстандартом будут подводить итоги республиканского конкурса на лучшую дипломную и научно-исследовательскую работу в области менеджмента и контроля качества. Подобные мероприятия проходят и в других отраслях.

Сам себе враг


По информации специалистов, основными заказчиками платных работ являются заочники. Логика у них простая: человек, который учится дистанционно и приезжает в вуз только на сессию, преподавателю практически не знаком, следовательно, его легко ввести в заблуждение.

— В случае очного обучения можно легко отследить все стадии подготовки, — поясняет Елена Липа. — Поэтому заимствований чужого труда у заочников действительно больше. Кстати, в последние годы значительно сокращен прием абитуриентов на заочную форму обучения. В вузах для проверки уникальности и аутентичности студенческих работ используется специальное программное обеспечение, проводятся разъяснительная работа и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, принимаются иные меры по противодействию подобным негативным явлениям, что значительно усложняет условия ведения нелегального бизнеса. Порой доходит до курьезов. Например, недавно в Минобразования обратился мужчина, который признался, что оказывает такие услуги — пишет работы на заказ. Он жаловался на руководство одного из региональных вузов, поскольку в последнее время ни одна из его “высококачественных” дипломных работ (в смысле проданных) не была засчитана студентам. Случай этот показательный и говорит о том, что вузы усилили контроль. Поле деятельности таких предпринимателей с каждым годом уменьшается. И мы очень надеемся, что наступит момент, когда подобные услуги не будут востребованы вовсе.

Специалисты обращают внимание и на то, что ленивые студенты оказывают себе медвежью услугу. Ведь сейчас как никогда по окончании вуза имеют значение не “корочки”, а конкретные знания. И, если их нет, можно запросто оказаться не у дел — слишком высока конкуренция на рынке труда. Покупая сегодня контрольные и дипломные работы, вы рискуете продолжать расплачиваться за это всю жить, потратив впустую студенческие годы и обманув прежде всего самих себя.

В ТЕМУ

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке


— Я не уверен, что меры, которые принимаются сейчас по противодействию плагиату (в частности, продаже курсовых и дипломных работ), эффективны. Достаточно пройти перед сессией неподалеку от любого, особенно регионального вуза, чтобы увидеть, так сказать, все разнообразие предложений. Нужно совершенствовать системы — как контроля, так и наказания. В частности, студентов, поскольку жалость — позитивное качество, но не в этом случае. У нас же руководство вузов часто старается спускать такие проступки на тормозах, пожурив провинившихся для приличия. Но суть состоит в том, что высшее образование — серьезная самостоятельная работа мозгами. Только так страна может рассчитывать на получение высококвалифицированного специалиста. Я уже не говорю о том, что на обучение молодых людей выделяются солидные бюджетные средства.

Особый разговор — насчет поставщиков и исполнителей курсовых и дипломных на заказ. Меры должны быть жесткими, штрафы — такими, чтобы надолго отбивало охоту к махинациям. А если в этом замечен преподаватель высшей школы, он должен моментально вылететь с работы, вплоть до полного запрета на педагогическую деятельность, поскольку это еще и коррупция.

Как педагог с большим стажем могу сказать, что многое зависит от преподавателя. Если он относится к своим профессиональным обязанностям не формально, отслеживает работу студентов в течение года, добросовестно занимается консультациями, уделяет внимание исследовательской и практической деятельности, то определить “липу” для него не составит труда. Кстати, и сам студент, имея такого научного руководителя, даже не задумается о покупке курсовой или дипломной, поскольку это не только большой риск, но и бессмысленная трата денег.

А КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПЛАГИАТУ?

Александр Лазарев, предприниматель:


— Признаться, я сам неоднократно делал за других курсовые и дипломные работы, в том числе не совсем по своей специальности, так что не вижу в этом ничего особенного, отношусь спокойно. К сожалению, обучение по некоторым предметам в вузах нередко проходит формально — люди просто сдают квалификационные работы. Ведь ни для кого не секрет, что далеко не все поступают в институты и университеты по призванию — некоторые идут туда, где меньше конкурс, или на платные отделения, где сумма за обучение их устраивает. Многие поддаются “агитации” родителей. Поэтому не у всех есть и настоящий интерес к учебе. У нас на потоке буквально единицы, насколько мне известно, ни разу не обратились за посторонней помощью при подготовке контрольной или курсовой. Хотя не спорю, у тех, кто готовится самостоятельно, как правило, знания прочнее.




Юлианна Михневич, актриса Национального академического театра имени Я. Купалы, лауреат Национальной театральной премии:


— В школе, к сожалению, я всегда пользовалась шпаргалками. Все решения задач из точных наук — математики, химии, физики — честно списывала у своей подружки, потому что ровным счетом ничего в них не понимала, а доучиться как-то надо было. С тех пор людей, которые используют чужой интеллектуальный труд, не осуждаю. Главное, чтобы на нем не пытались заработать. В студенчестве, во время учебы в Академии искусств, все кардинальным образом изменилось. Все делала сама, иначе никак нельзя. Чем хороши творческие вузы — в наших главных дисциплинах, таких как мастерство актера, ничего списать невозможно. Только если скопировать чей-то чужой образ. Но это сразу все заметят. Ты все-таки должен выйти и показать свое решение. Да и в дипломном спектакле за тебя никто не сыграет.




Любовь Демкина, заведующая литературной частью Белорусского государственного театра кукол:


— Конечно, в студенчестве всякое бывало, и шпаргалки на экзаменах в том числе. Считаю это нормальным, особенно если есть психологическая боязнь экзаменов, и на самом испытании ты все забываешь, а голова становится полностью “стерильной”. Тем не менее для меня логично, что должны меняться требования к курсовым и дипломным работам. Компиляция информации в несколько кликов — это не учеба. Например, на данный момент не вижу смысла в рефератах. Уверена, что скоро мы придем к новым формам тестирования. Знаю много случаев лжедипломов, курсовых и диссертаций. Особенно это распространено на заочном обучении и при получении второго высшего образования. Но все это находится в плоскости человеческой чистоплотности.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter