Семейный инклюзив-театр "i" готовит новый спектакль по пьесе мальчика с аутизмом

Одна большая семья

Когда прошлой осенью Семейный инклюзив–театр «i» (СИТi–театр) заявил о себе, мнения о начинании разделились: энтузиасты поддержали проект, скептики качали головами. Мол, толку все равно не будет, дети с аутизмом на сцене — кто и когда о таком слышал? Ни постоянной поддержки, ни собственной репетиционной базы! Однако первый блин вышел не комом: детский мюзикл «Флейта–чарадзейка» не только с успехом прошел в Белгосфилармонии, но и прокатился с гастролями по стране. Турне продолжается при поддержке компании velcom, а СИТi–театр между тем уже готовит новый проект.

Семейный инклюзив-театр «i» объединил обычных ребят и детей с особенностями

— Это тот случай, когда мне казалось, что вот я приду ненадолго, помогу поставить спектакль и на этом моя роль закончится, — признается продюсер Леонид Динерштейн. — Но когда мы репетировали «Флейту–чарадзейку», я наблюдал за ребятами: после спектакля это были уже совсем другие дети, не такие, как вначале. Они каким–то образом (я тогда и слова этого не знал) социализировались. За время репетиций нырнул в тему аутизма. Первое, что меня впечатлило, — мировая статистика: когда расстройства аутистического спектра встречаются у каждого 58–го мальчика и каждой 102–й девочки, — это серьезная цифра. И я стал смотреть, а как в мире справляются с этой проблемой. Скажем, у канадцев 98% социализации людей с аутизмом — там воспитывают не инвалидов, а полноценных налогоплательщиков. Выход, найденный в мире, только один — социализация. Это то, что неожиданно получилось у нас в студии Ирины Пушкаревой, на базе которой сложился Семейный инклюзив–театр: когда в коллективе 85% здоровых детей, нацеленных на результат, и 15% детей с особенностями. И наши дети — они летят, как торпеды, развиваются со скоростью света.
Послушаешь — вроде и не совсем верится: сказки вы рассказываете, господин продюсер. Однако вспоминаю, как на премьере «Флейты–чарадзейкi» в филармонии зрители гадали: кто же из детишек на сцене не такой, как все. Сейчас, сидя на репетиции нового спектакля, и вовсе не разберешь, пока тебе тихонько не укажут режиссер, продюсер или родители: вот этот ребенок — особенный.

Юный художник Максим Логун — красивый мальчик с внешностью Гарри Поттера, — когда пришел в театр, не разговаривал. «Ну не хотел Макс говорить, ему больше нравилось рисовать, — не видит ничего необычного продюсер. — А теперь он запросто произносит скороговорки». И образы, нарисованные Максимом, лягут в основу сценографии будущей постановки. Идею спектакля «Чыгунка», который сейчас репетируют в театре «i», придумал 10–летний Кастусь Жибуль. Родители, известные литераторы Виктор и Вера Жибуль, помогли особенному ребенку развернуть повествование в целую пьесу, сохранив всех персонажей и оригинальные сюжетные ходы.

Каждый может стать звездой!

— Конечно, Кастусь получает удовольствие от происходящего, — признается отец, поэт Виктор Жибуль. — Это приобщает к коллективу, воспитывает самодисциплину и, конечно, развивает артистические навыки. А насчет возможных проблем, утомляемости... я думаю, они не больше, чем у других ребят.

Мальчик то выходит на сцену, где по нему совершенно не скажешь, чтобы он как–либо волновался и стеснялся, то степенно сидит в первом ряду вместе с режиссером Игорем Сидорчиком. «Автор в зале! — шутливо предупреждает постановщик участников репетиции. — Ребята, сосредоточились!».

Репетиции нового спектакля идут полным ходом

При работе с детьми не важно, коснулась их проблема аутизма или нет, стоит использовать цирковой метод — опираться на способности маленьких артистов, убежден Игорь Сидорчик:

— На что они способны, те их возможности нужно развивать. Форсируем мы только одну вещь — дисциплину, чтобы ребята привыкли быть в течение определенного отрезка времени сосредоточенными и внимательными. И пусть дети с аутизмом ведут себя иной раз несколько необычно — для театра это находка. Их внутренний мир сложный, но зачастую на сцене они выглядят эффектнее других.

За полгода дети в творческом плане уже сильно выросли, подтверждает руководитель коллектива Ирина Пушкарева:

— Даем им тексты, которые на сегодняшний день пусть и превышают их возможности, но ведь именно затем мы и репетируем, и добьемся результата. Ставим перед ними более сложные драматургические, актерские задачи. Ребята сами себя уже воспринимают как актеров, каждый стремится укрупнить, развить свою роль, что–то придумать. Сейчас включаем в процесс новых детей, в том числе с особенностями, и это происходит проще, чем вначале, потому что новенькие уже видят, что есть команда, творчески созревшие личности.

Директор Международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители» Татьяна Яковлева сама является мамой особенного ребенка. Ее Илюша — также один из актеров Семейного инклюзив–театра.

Руководитель студии Ирина Пушкарева умеет найти подход к любому ребенку

— Мой ребенок — первый в Беларуси, кто пошел в общеобразовательную школу. Сложно? Ну и что! Самое главное, что мама в него верит! — с жаром доказывает Татьяна. — Когда мы привели Илью в театр, он абсолютно не разговаривал, ему было сложно находиться рядом с другими людьми, даже если их было не больше трех человек. Потребовались долгие тренировки, длительный процесс вхождения в коллектив. И Илюшин театральный дебют был, собственно, его первым выходом на сцену. Низкий поклон руководителю театральной студии Ирине Пушкаревой за ее профессионализм и смелость, она сказала: «Илья выйдет на сцену! Вместе с тобой». И мы вышли вместе. Помню каждый шаг. Я чувствовала его неуверенность и напряжение, но вот мы вышли, и зазвучала музыка... И зал невероятно нас поддержал. Когда сын услышал аплодисменты, он был просто поражен. С этого все началось. Теперь он ведет себя так, как будто всегда выходил на сцену.

Илья сейчас выезжает вместе с театром на гастроли, дружит с другими детьми, с удовольствием ходит на репетиции. У мальчишки была проблема: он резко реагировал буквально на любые звуки, особенно на смех, громкую речь, даже на птичье пение, и в течение нескольких лет не снимал наушников.

— Он невербальный ребенок, — рассказывает Татьяна. — Но недавно, когда мы поехали с мюзиклом в Могилев, я заметила, что Илья очень внимательно наблюдает, слушает, как переговариваются и играют дети в автобусе. А во время поездки на гастроли в Гродно он вдруг поднялся с кресла и совершенно завороженный пошел к ребятам, в самый эпицентр шума. И просто снял наушники. Больше он их не носит.

История, которая роскошно бы смотрелась в семейной мелодраме мэйд ин Голливуд: что–что, а гигантская мировая кинофабрика умеет выжимать все до капли из подобных сюжетов. Представьте, театр, созданный на голом энтузиазме, проблемные дети, самоотверженные родители и педагоги — и мир, которому в общем–то нет до них особого дела. Только в нашем случае это не кино, не выдуманная ушлым сценаристом слезоточивая история, а жизнь как она есть. Сложная, чреватая потрясениями и разочарованиями. В которой нет единовременного абсолютного успеха раз и навсегда, и победой маленького человека является каждый новый, так непросто дающийся шаг.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 29 (25164). Суббота, 11 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter