ОДКБ не может плестись в хвосте событий

Вчера фактически был дан старт реформе ОДКБ...

Вчера фактически был дан старт реформе ОДКБ. Александр Лукашенко — как председательствующий организации — утвердил план реализации решений, принятых на декабрьском заседании Совета коллективной безопасности в Москве. Его привез на подпись в Минск генсек ОДКБ Николай Бордюжа. «У нас есть ряд вопросов, которые мы должны обсудить, — заметил Президент, встречая гостя. — Во–первых, Беларусь председательствует в нашей военно–политической организации. Во–вторых, фон сегодняшнего нашего разговора не очень приятен. Я имею в виду ситуацию в мире, да и у нас проблем хватает»...


«У нас» — это значит в зоне ответственности ОДКБ. Семь республик бывшего Советского Союза договорились обеспечивать свою безопасность совместными усилиями. Если хотите — как говорили мушкетеры: один за всех и все за одного... Кстати, примерно то же самое записано в Североатлантическом договоре, учредившем НАТО.


Однако от слов до дела большое расстояние, в чем можно было убедиться на примере Кыргызстана. В ОДКБ есть собственные силы оперативного реагирования (КСОР), есть миротворцы, есть механизм политических консультаций. Но когда в этой среднеазиатской стране произошел переворот и начались этнические столкновения, остальные члены организации не смогли четко сформулировать общую позицию и оперативно отреагировать на разразившийся кризис.


Николай Бордюжа, к слову, только что вернулся из Бишкека, и Александр Лукашенко подробно расспросил его о ситуации в Средней Азии. «Я рассказал об общей ситуации, о тенденциях, о тех мерах, которые предпринимает руководство Кыргызстана по обеспечению стабильности и недопущению повтора массовых беспорядков, которые были на юге страны», — рассказал генсек журналистам о содержании беседы. «Кроме того, есть достаточно большие вопросы, связанные с активизацией экстремистского подполья, экстремистской деятельностью организаций, которые базируются в Афганистане», — добавил он.


Именно события в Кыргызстане и стали катализатором реформ. «Главный подход — это отладка организации, подготовка ее к практическому использованию в случае каких–либо кризисных ситуаций», — говорит Николай Бордюжа. Привезенный им план, подготовкой которого центральный аппарат занимался два месяца, включает в себя не только решения московского саммита, но также целый ряд белорусских инициатив.


Что предлагает Минск? Чтобы у семерки были свои миротворцы, которых можно будет задействовать по соответствующему запросу ООН. Это поднимает авторитет организации. Беларусь также настаивает на том, чтобы коллективные силы были хорошо подготовлены и вооружены по последнему слову техники. Александр Лукашенко считает, что ОДКБ следует задействовать не только для отражения иностранной агрессии или борьбы с терроризмом, но, к примеру, в случае природных катаклизмов или антропогенных катастроф. Это тоже составляющая нашей безопасности.


Николай Бордюжа по долгу службы часто посещает государства–участники, общается с президентами. «Хотелось бы услышать, как на это реагируют наши коллеги», — сказал ему Александр Лукашенко. Кроме того, Президент обсудил с генсеком ОДКБ белорусско–российские отношения. «Меня будут интересовать и ваши оценки дальнейших перспектив, в том числе Союзного государства и его роли в ОДКБ», — пояснил он. Президент назвал его важным человеком в российском руководстве. Напомню, в 90–е годы он возглавлял Федеральную пограничную службу России и был секретарем Совета безопасности России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter