Одинокий рок-интеллигент

Назови я Чубыкина последним действующим романтиком российской рок–музыки, поклонники артиста, возможно, со мной согласились бы...

Назови я Чубыкина последним действующим романтиком российской рок–музыки, поклонники артиста, возможно, со мной согласились бы. Олег, вероятно, интеллигентно возразил бы. Или поправил, иронично улыбаясь, приведя несколько фамилий, для которых ему такого высокого звания не жалко. Обойдусь фразой «Олег Чубыкин — одинокий интеллигент российского рока»...


Эпоха культурного империализма


— Наверное, вас запросто можно отнести к независимым музыкантам. В чем ваше преимущество перед попсовиками?


— Независимым может считаться любой музыкант, у которого нет контракта с большой продюсерской компанией или лейблом. В более узком смысле я не считаю, что играю инди–музыку. Инди–рок мне всегда казался скучным. Никогда не хотел ограничивать себя возможностями экспериментировать с разными стилями.


Ну а преимущество перед попсой — детям рок–музыкантов легче гордиться своими родителями.


— Я слышал ваши альбомы. С каждым новым диском вы становились все грустнее, одинаковее — как я это ощущал. Сначала думал так: «О, класс! Это же современная английская инди–музыка!» А потом...


— Ну... не могу спорить с вашими личными ощущениями, но, мне кажется, у меня все пластинки разные. Если «Вельвет» был экскурсом в поп–музыку 70–х, то «Турист» — более фанковый и электронный. Да и хронологически не все так просто: например, материал для второго альбома «Люди в мягких обложках» был написан раньше дебютного «The Album?». Новый, «Новые приключения в стерео. Part I», — вообще эклектика. Там и фолк есть, и психодел, и даже регтайм.


— О «Вельвете», кстати. Пластинка стоит особняком в вашей дискографии. Она — самая хитовая, популярная. Это была дань мейнстриму, пришлась на то время, когда вы колебались — остаться самим собой или же попробовать сыграть с шоу–бизнесом по его правилам?


— Для меня есть только одно правило — делать так, как мне нравится. А нравится мне, когда в песне есть не только смысл, но и мелодия. И когда записано все на максимально качественном уровне. Что касается «Вельвета» — эта первая пластинка, когда рекорд–компания занималась рекламой моей работы. Вложили бы деньги в «Туриста», люди бы считали его более хитовым. Сейчас рок–музыка стала таким же нерентабельным искусством, как поэзия или живопись. Останутся только помешанные на этом деле одиночки и профессионалы, а вся мутная волна интернет–однодневок спадет.


Песни для среднего класса


— «Новые приключения в стерео. Part I» — ваш свежий альбом. Что нового в нем можно услышать? Еще более радикализовавшегося вербально Олега Чубыкина?


— Ничего радикального там нет, а пара песен на политические темы — это нормальные человеческие мысли. Да, мне не нравилась война 2008 года, но песня, написанная по ее следам, не только о тех событиях — она о том, что войны сейчас — просто разновидность бизнеса. Только не для тех ребят, которые на них погибают. Политический подтекст в «Сколько стоит любовь?» тоже не нов — мы хотим перемен. О том всегда будут петь. Я просто хотел высказаться на эту тему. Очень хиппистский по месседжу и музыке альбом. Все в такой эстетике — индийские инструменты, магнитофоны времен Beatles, гитары задом наперед. Мой персональный 67–й год.


— Правильно ли называть вашу музыку элитарной, не для всех? Что к ней нужно быть музыкально подготовленным, иметь багаж прослушанной определенной музыки?


— Я бы сказал, что моя музыка — для среднего класса. Которого у нас практически нет. Наша элита слушает Шнура или Стаса Михайлова. Я не играю дико заумный арт–рок, я вообще пишу песни под акустическую гитару. Это современный фолк — песни городского романтика.


— Павел Руминов — не только интересный и модный российский кинорежиссер, но и бывший ваш соратник по группе «Тандем». Вы пишете музыку для фильмов. Сегодняшний российский музыкальный шоу–бизнес чем–то напоминает ситуацию в современном российском кино: много попсы, блокбастеры в виде мастодонтов рока и эстрады, фрики всех расцветок, арт–хаус по клубам?


— Крайности нам вообще свойственны. Или попса, или арт–хаус. А я как раз хочу умного, но человеческого кино. И такой же музыки. И она есть — только ее не дают в телевизоре, где нужны исключительно рейтинги. Отсюда и вся фрик–эстетика. Это, кстати, говорит о том, что общество морально больно. Телевидение развращает его мыслью, что ради денег можно идти на все. Но мораль нуворишей уйдет, деньги — еще не все.


Бонус-трек


— А почему вам не нравится битловская Ob–la–di, Ob–la–da?


— Потому что это бессмысленная эстрада, пусть и сделанная моей любимой группой.


— Вы почти земляки с Лагутенко — из Приморья оба (хотя Илья и родился в Москве). Как вам нынешнее творчество «Мумий Тролля»?


— Я там ничего для себя не слышу. У меня такое ощущение, что они все адресованы каким–то олигархам. Может, Дерипаске? Поглощения, слияния. Я простой парень, зарабатывающий гитарой на жизнь. Мне не интересны сожаления бывшего офисного клерка о том, что он не один из «них».


Досье


Олег Чубыкин родился 3 марта 1974 года в городе Арсеньеве, в 1991–м он перебирается во Владивосток, где в 93–м году становится одним из соорганизаторов группы «Тандем» — лидером тамошней рок–музыки. В 2001–м музыкант переезжает в Москву.


Чубыкин учился на факультете журналистики Дальневосточного государственного университета, но не окончил его.


К продюсированию сольных альбомов Олега приложил руку Леонид Бурлаков, известный по работе с группами «Мумий Тролль», «Братья Грим», Земфирой.


Одна из самых известных песен исполнителя — Rain, Rain.


Сам Чубыкин как звукорежиссер продюсировал пластинки Леры Массквы, групп «Сегодня ночью», Uma2Rmah, «Ундервуд» и других.


Олег сотрудничал с группой J:Морс, записав ей нескольких песен, отметив модный звук команды и то, что таких, как она, в России мало.


В 2009 году артист создал англоязычный проект 400 Hotels.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter