Одинокие, но не отчаявшиеся

Сериалы с Анной Шадриной
Американский сериал «Голден герлз», чей российский клон мы наблюдаем сейчас на канале ОНТ под названием «Большие девочки», вышел на экраны в 1985 году, продержался в эфире семь лет, выиграл четыре «Золотых глобуса», 57 раз номинировался на премию «Эмми» и 11 раз ее получил. И хотя ситком, как понятно из названия, о женщинах и для женщин, сняться в нем сочли за честь такие звезды мужского пола, как Квентин Тарантино и Лейн Дэвис (Мэйсон из «Санта–Барбары»).

Несмотря на то что героини «Больших девочек» гораздо моложе и привлекательнее своих американских прототипов, есть у меня уверенность в том, что российский сериал «не протянет» не то что семи лет, но и вовсе не доживет до конца сезона. И дело вовсе не в качестве продукта компании «Амедиа». Просто тема одиноких женщин на постсоветском пространстве приживается только в том случае, если фильм или книга переводятся с английского на русский.

Вспомним многолетний успех сериала «Секс в большом городе», невероятный по сравнению с двумя слабенькими сезонами «Бальзаковского возраста». Есть проблема, но нет способа адекватного ее проговаривания... Английскому слову «single» в русском языке нет подходящего перевода. «Одинокая» звучит больше как «несчастная». Слово «независимая» тоже не подходит — сразу возникает вопрос: от чего независимая или от кого?

Американские СМИ обратили внимание на такое социальное явление, как постоянный рост одиноких работающих женщин еще в 80–е годы прошлого века. Например, в 1986 году журнал «Ньюсуик» в статье «Брачная катастрофа» опубликовал данные демографического исследования Гарвардского и Йельского университетов, согласно которым 30–летняя незамужняя женщина имеет только 20 процентов вероятности выйти замуж. В 35 эти шансы сокращаются до 5 процентов. А в 40 лет, как писал «Ньюсуик», «одинокая белая выпускница колледжа имеет больше шансов быть убитой террористом, чем выйти замуж»... Данное исследование послужило информационным поводом для многочисленных научных и вненаучных рефлексий. Помимо возникшей теории под названием «Брачная катастрофа» Голливудом были созданы кинохиты о женщинах–синглах «Когда Гарри встретил Салли», «Неспящий в Сиэтле». Миллионными тиражами во всем мире разошлись бестселлеры «Сотворение жизни: работающие женщины в поисках детей», «Дневник Бриджит Джонс». Наконец, по мотивам колонки Кендис Бушнелл в «Нью–Йорк обсервер» об одиноких женщинах Манхэттена был снят сериал «Секс в большом городе», ставший культурной референцией на целых 20 лет. Идея состоит в том, что принявшие решение продвигаться по карьерной лестнице, отсрочившие матримониальные планы и в связи с этим не вышедшие замуж «своевременно» женщины рискуют остаться одинокими и бездетными.

Однако в начале июня этого года «Ньюсуик», исследовав жизненный опыт женщин, опрошенных в 1986 году и сумевших позже все–таки создать семьи, опровергнул опубликованные ранее данные. Согласно новым исследованиям шансы одинокой 40–летней женщины выйти замуж составляют более 20 процентов. «Новую статистику» восприняли в США как «национальный праздник». Впрочем, по мнению Кендис Бушнелл, проблема все равно остается: «Ничто не может унять панику одинокой женщины, которая слышит, как тикают ее биологические часы». Тем не менее западная женщина–сингл, находясь в центре общественной дискуссии, не выглядит таким комическим персонажем, как героини «Бальзаковского возраста» или «Больших девочек». Может быть, проблема еще и в том, что на постсоветском пространстве фильмы об одиноких женщинах делают мужчины, которые находят эту проблему смешной? А сами женщины–синглы, добившиеся в жизни экономической автономии и профессиональных успехов, просто не хотят идентифицировать себя, например, с нелепой Юлькой из «Все мужики сво...», у которой даже фамилии нет.

Пишите на Anna@sb.by. И до следующей субботы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter