Одиночное плавание

Почему инфраструктура объекта, в реконструкцию которого вложено 34 миллиарда бюджетных рублей, не улучшилась? Прошло уже почти два года с момента сдачи канала «под ключ»...

Августовский канал: в поисках сервиса


На Августовском канале — жемчужине белорусского инженерного зодчества XIX века — необычайно рано начался новый навигационный сезон. Если в прошлом году теплоход «Неман» отправился в первое путешествие только в начале мая, то теперь — на месяц раньше. Вроде бы хорошо. Вот только разницы между этими двумя круизами по обновленной водной артерии не чувствовалось. И тогда, и теперь, проплывая два десятка километров пути, с борта судна можно было любоваться уникальной природой, видеть ухоженные мощеные берега, а выйдя на причал, оставаться наедине с самим собой. Таверны со столиками и колодцами из резного дерева, уютные прибрежные кафе и кемпинги, магазинчики со свежими продуктами и рыбацкие зоны здесь так и не появились. Почему инфраструктура объекта, в реконструкцию которого вложено 34 миллиарда бюджетных рублей, не улучшилась? Прошло уже почти два года с момента сдачи канала «под ключ»...


Коровы или байдарки?


Отправляясь в путешествие по каналу, я хотел увидеть хотя бы контуры новых туристических объектов. Ничего подобного не обнаружил. Зато случайно наткнулся на строительство... коровника. Он размещается почти в полутора километрах от шлюза «Немново», зато в непосредственной близости от речки Осташанка, которая впадает в устье канала перед выходом в Неман. В прошлом году на ее крутом берегу я отлично провел время с друзьями, но вряд ли туда снова поеду отдыхать. Соседство с животноводческой фермой не вдохновляет.


Так зачем же понадобилось на экологически чистой территории ремонтировать заброшенный коровник (на нем уже успели заменить крышу)? Разве мало других мест? Удивлению заместителя начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Гродненского облисполкома Михаила Кажуро, к которому я обратился с этим вопросом, не было предела: «Августовский канал и речка Осташанка как одно целое. Туристы, в том числе иностранные, с удовольствием там проводили время на слетах. Лучшего места для сплава на байдарках, чем на Осташанке, не найти. Теперь же все может нарушиться. Вместо того чтобы снести старый коровник, его почему–то обновляют. А ведь до берега речки остается не более 70 метров и стоки потекут туда».


Совершенно противоположный взгляд на эту проблему у первого заместителя председателя, начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Гродненского райисполкома Ивана Олизаровича: «Непонятно, почему именно сейчас разгорелся сыр–бор вокруг фермы вблизи деревни Осташа? Два здания там стояли еще с советских времен, но они не соответствовали новым требованиям. Поэтому лет пять назад приняли решение их отремонтировать. После этого получили согласие Минприроды, подготовили проект и теперь приступили к стройке. После ввода в эксплуатацию там будет находиться около 700 голов крупного рогатого скота. Современные технологии позволят исключить выброс стоков в речку. А что касается канала, то до него оттуда далеко».


Кафе и гостиница на... бумаге


Оставим спор по поводу «августовской фермы» специалистам и посмотрим на ситуацию глазами обыкновенных туристов. К судоходному шлюзу «Немново», расположенному на 102–м километре канала, они путешествуют с удовольствием. Это место привлекает перепадом уровня воды, который составляет почти десять метров. Теплоход, заходя в плотно закрытые деревянными воротами камеры, постепенно поднимается на нужную высоту. В стенах шлюза можно разглядеть выщербленную старую кладку, сделанную каменщиками еще в первой половине XIX века. Преодолев за час гидросооружение, оказываешься у домика шлюзового смотрителя, построенного в 1830 году. Там можно на первый взгляд неплохо отдохнуть. В отремонтированном здании — три комнаты, кухня, современная мебель. Но на этом удобства заканчиваются: уборная — во дворе, до ближайшего магазина — почти два километра. Поэтому не случайно в деревне Немново запланировали строительство кафе на 30 мест. Но пока лишь готовится проектная документация, первый же колышек в новый объект планируют забить только к концу 2008 года. Когда же удастся принять первых посетителей, сказать сегодня трудно. Но наверняка этой точке общепита будет далеко до темпов возведения соседнего коровника.


Еще одно кафе и тоже пока на бумаге вырастает у деревни Домбровка рядом со шлюзом с таким же названием. На средства областного бюджета будет построена и гостиница, которая разместится у деревни Черток. А вот на частный капитал рассчитывать пока не приходится. Генеральный директор областного унитарного предприятия «Гродномелиоводхоз» Борис Богданец, на балансе которого находится Августовский канал, объясняет это так: «Частники ищут сиюминутную выгоду, поэтому не идут нам навстречу. Дельные предложения можно сосчитать на пальцах одной руки. Один из таких редких проектов — открытие «Рыбацкой деревни».


Понять руководителя «Гродномелиоводхоза» можно: его работники менее чем за два года реконструировали канал, сделали свою работу профессионально. Но теперь ситуация иная: на предприятие, которое раньше не соприкасалось с туристическим бизнесом, «повесили» дорогостоящий объект международного уровня. Как тут быть? Мелиораторы стали осваивать новый вид деятельности, не забывая и о поддержании судоходства. Для этого создали специальную службу из 15 человек, выделили ей технику. В межсезонье спустили воду, очистили от ила дно, подсыпали и укрепили берега, отремонтировали ворота и затворы шлюзов, убрали залежалый мусор. Приведен в порядок и купленный в прошлом году теплоход «Неман», который тоже принадлежит предприятию. Это, конечно, хорошо, но когда и кто предложит отдыхающим настоящий сервис?


На катамаране в Польшу?


Исправляя прошлогодние ошибки, когда для туристов не хватало плавсредств, «Гродномелиоводхоз» уже закупил 15 новых катамаранов и 13 лодок. «Теперь просчитываем, как приобрести еще один теплоход, — уточняет Борис Богданец. — Есть предложения из Чехии и Польши, но у нас на покупку не хватает своих средств».


В Польше, по территории которой проходит 80 километров совместного канала, хотят расширить сотрудничество. Бургомистр города Августов Адам Сенько, недавно посетивший Гродно, сказал об этом конкретно: «Августовский канал в Польше уже получил статус памятника истории, а недавно мы подали документы на включение его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Так что мы всегда заинтересованы в привлечении туристов. Поэтому хотим открыть водный маршрут Августов — Друскининкай — Гродно и с нашей стороны уже все готово для этого».


А вот с нашей стороны готовности, похоже, пока нет. Отсутствие кемпингов, гостиниц, кафе, стоянок и прочих удобств на белорусском участке канала может надолго затормозить этот уникальный совместный проект. Да и близость животноводческой фермы вряд ли пробудит интерес у иностранных туристов к нашим берегам.

 

Фото БЕЛТА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter