Одиночное плавание

Подводные течения белорусского кино
Подводные течения белорусского кино

На минувшем международном кинофестивале, который завершился недавно в знаменитом курортном городке Карлови–Вари, прошла премьера нового документального фильма Галины Адамович «Заведенка». Чехи сами пригласили белорусского режиссера к себе, и это, конечно, приятно. После ухода таких мамонтов, как Туров и Пташук, наш кинематограф заметно оскудел и вроде как разорвалась та единственная ниточка, которая связывала нас с европейским кинематографом. Все–таки фильм Турова «Через кладбище» был включен в список 100 лучших фильмов мира, а Пташук прекрасно ладил с взыскательными московскими продюсерами — видимо, крестьянская закваска пришлась в жилу крутому времени — и уже замахивался на совместный проект в Голливуде. Конечно, сравнивать таланты ни к чему, но, анализируя тенденции, надо понимать, что для полноценного возрождения нашей киноотрасли нужны кроме самородков и такие статусные вещи, как присутствие на международном олимпе, куда мы попадаем еще довольно редко. Если, конечно, не считать приятные сердцу междусобойчики в ближнем зарубежье, где, как правило, раздают всем сестрам по серьгам и наши кинематографисты просто хорошо проводят время и питаются в столовых по талонам.

В Карлови–Вари качество кинематографического разговора все–таки на другом уровне. Чешский форум по праву считается одним из самых крупных в Восточной Европе и вечным конкурентом Московского кинофестиваля. И в этом году он тоже прошел почти одновременно с МКФ.

Любопытно, что до распада социалистического лагеря эти киносмотры чередовались: по четным годам проводился карловарский, по нечетным — московский. Затем оба фестиваля стали ежегодными, и конкуренция между ними обострилась, что в принципе не привело к каким–то позитивным тенденциям. Наоборот, началась обычная ярмарка тщеславия в среде кинематографистов: выставить фильм в Европе престижно, но и на балу у Михалкова покрасоваться тоже хочется. На этот раз в Чехию поехал Александр Рогожкин с фильмом «Перегон», но никакого приза он удостоен не был. Всего было показано более 230 полнометражных художественных и документальных фильмов из Аргентины, Финляндии, Ирана, Болгарии, Кореи, Мексики, Швеции, Испании, Норвегии, Польши, США и других стран.

Среди гостей фестиваля были Люк Бессон, Терри Гиллиам, Ким Ки–Дук, призер недавнего берлинского конкурса Ясмила Жбанич.

Однако Адамович в такой компании не затерялась. Ее фильмы в Европе знают и ценят. Ее предыдущая работа «Боже мой» была оценена там очень высоко и получила Гран–при. Но почему пример Адамович и ее однокурсника Виктора Аслюка единичен? Казалось бы, можно предположить, что вслед за ними подтянутся молодые белорусские документалисты и найдут свой выход на европейскую сцену. Однако этого не происходит. Почему? Документалист Юрий Горулев как–то предположил, что весь процесс тормозится из–за неотрегулированных экономических отношений в среде производства. По его словам, единственный выход из кризиса — это совместное производство, которое автоматически обеспечивает прокат на территории страны–партнера. Фактически именно этой дорогой пошло кино Средней Азии. Самый красноречивый пример — Бахтиер Худойназаров, начинавший с черно–белых короткометражек и вышедший сегодня на сочные, яркие полотна в духе Кустурицы с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли.

Потенциал белорусского документального кино сейчас никто не ставит под сомнение. Однако очевидно, что в скором времени здесь может произойти какой–то явный кризис. Тема национальной идентификации, попытки опоэтизировать мотив социальной обочины, выключенности уже достаточно исчерпаны. А дальше? Жаль, что молодые белорусские кинематографисты пока не привнесли ничего нового ни в область киноязыка, ни в проблематику материала. Нового философского витка в кинематографической спирали не случилось. Самое простое — списать эту профессиональную вялость на отсутствие крепкой материальной базы. Однако, перефразируя известное выражение о патриотизме, можно сказать, что разговоры о материальной базе — это последнее убежище для бездарностей. Кино начинается со слова, а нет ничего дешевле, чем просто взять ручку и бумагу и придумать историю. А именно отсутствие оригинальных сценариев как для художественного, так и для документального кино называют сегодня главной бедой «Беларусьфильма».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter