Такова ежедневная валютная выручка страны от продажи продовольствия на внешних рынках

Одиннадцать миллионов долларов в день. Больше можно, меньше – нет

Такова ежедневная валютная выручка страны от продажи продовольствия на внешних рынках


АПК остается одной из немногих отраслей, плюсующей в зарубежных поставках. За январь—май рост экспорта в натуральном выражении принес в казну дополнительно 90 миллионов долларов. Выручка составила 839,5 миллиона, а, по оперативным данным, за полугодие она превысила миллиард долларов. 


По-прежнему пользуется спросом наша «молочка»: почти на 210 тысяч тонн продали  ее больше. Это и масло – прирост на 17, 5 процента, сыры – на 36,4, творог — на 11,6, сухое цельное молоко –  на 10,2. Чуть снизился только экспорт сухого обезжиренного молока, которое, кстати, всегда шло на ура. Наш производитель свои объемы перепрофилировал на более высокорентабельные продукты. Гораздо выгоднее продать цельномолочную продукцию с наиболее высокой добавленной стоимостью – сыры, которые российские торговые сети сразу выкладывают на прилавки. Кроме того, страна должна соблюдать  подписанные балансы взаимных поставок с Россией, по которым именно по сухому обезжиренному молоку было запланировано снижение объемов.

ВПЕРВЫЕ за долгие годы кризиса вышел в плюс и экспорт мяса. Прирост наметился по мясу птицы и говядине. Наконец «сдвинулась» с мертвой точки и свинина —  предусмотренные санитарными и ветеринарными нормами периоды закончились, поставки стали возобновляться. «Вы помните, мы были закрыты для поставок из-за АЧС в 2013 году, — пояснил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов. — Что особо радует — увеличился экспорт готовой продукции: изделий из мяса и мясных консервов — на треть, колбасных изделий —  на 79,6 процента. То есть  это конечный продукт с высокой добавленной стоимостью». 

Вопреки расхожему мнению некоторых отставших от реальной ситуации «знатоков» экспортных рынков, все поставки абсолютно рентабельны. Алексей Богданов заверяет: даже рентабельность продаж мяса — около 20 процентов, молочной продукции — от 20 до 40. Сказалось, конечно, повышение экспортных цен в российских рублях — от 15 до 25 процентов. Пошли позитивные сигналы и с мировых рынков — например в странах Европейского союза растут  цены на масло. 

Не секрет, что по разным причинам наши переработчики не сильно  стремятся резко выходить на иные рынки. Проблема здесь еще и в том, что на мировом рынке цены ниже, чем наши экспортные на рынке ЕАЭС. «С учетом кризиса и непростой ситуации мы стараемся получить максимальную прибыль от экспорта. Поэтому приоритет пока этим рынкам», — поясняет Алексей Богданов. В страны СНГ реализуется 95 процентов белорусской экспортной сельхозпродукции. В частности, поставки в Россию за 5 месяцев составили 793,6 миллиона долларов. Что касается постсоветского пространства, то здесь лидирует Украина: объемы экспорта восстанавливаются и уже выросли в 10 раз.

Тем не менее диверсификация идет. В нынешнем, как и в прошлом году,  продукция АПК продавалась в 48 стран. Среди новых направлений в Минсельхозпроде называют  начало поставок курятины Дзержинской птицефабрикой в Кению по программе ООН.

 Всего в дальнее зарубежье мы экспортировали продуктов на 14 миллионов долларов. Серьезный рост показала Румыния — в три раза, до 282,6 тысячи долларов, Вьетнам — в три раза, на 330 тысяч тонн. На 350 тысяч долларов в январе—мае наторговали с Пакистаном. Особым спросом там пользуется детское питание от ОАО «Беллакт»: в год планируется поставлять только этой продукции на 1 миллион долларов.

Солидные объемы начинают идти в Китай. За пять месяцев получили 3,3 миллиона долларов выручки, хотя за пять месяцев экспорт в Поднебесную все-таки упал на 7 процентов. Причины — снизили поставки льноволокна, которое стали больше перерабатывать у себя, и двукратное падение цен на сыворотку.

ЭКСПОРТНЫЕ поставки в страны дальней дуги в этом году должны увеличить до 3,2 миллиона долларов против 800 тысяч в прошлом году. За пять месяцев на эти новые перспективные рынки экспортировано продукции на 874,6 тысячи долларов. Многие предприятия недорабатывают на этих направлениях, резюмирует начальник управления. Он, конечно, не призывает производителей поставлять большие объемы на более дешевые рынки, но искать новые возможности и каналы сбыта необходимо. И это вполне, по его словам, возможно: если одна компания успешно работает с Китаем, ЕС и, скажем,  Филиппинами, то почему вторая, бренд которой тоже наслуху, этого не может? Сугубо по причине неразвитости их внешнеэкономических служб, отсутствия планирования, денег под внешнее маркетинговое продвижение, убежден Алексей Богданов. 

Чрезмерно высокая зависимость от одного рынка слишком рискованна. Любые проблемы перепроизводства, ветеринарные претензии, валютные катаклизмы могут парализовать всю работу. К примеру, цена на мясо птицы в кризис упала вдвое: доходила до 1 доллара за килограмм против прежних двух. И это при себестоимости 1,3—1,4 доллара. Некоторым приходилось продавать ниже себестоимости. Тогда, кстати, Дзержинской птицефабрике  контракт на поставки в Кению пришелся очень кстати. Стабильный рынок, хороший объем. И пусть цена на входе на новые рынки иногда невысока — главное, за них зацепиться, занять плацдарм и уже с него продолжать наступление. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter