Назаретанки из Новогрудка в 1943 году отдали свои жизни за спасение 120 местных жителей, а сегодня их последовательницы занимаются опекой семей

Одинадцать ангелов

Назаретанки из Новогрудка в 1943 году ценою своих жизней спасли 120 местных жителей. Сегодня их последовательницы опекают семьи


 Сестры-назаретанки из Новогрудка.

«Мой Боже, если нужно принести в жертву жизнь, то пусть лучше расстреляют нас, чем людей семейных», — эти слова в 1943 году произнесли сестры-назаретанки из Новогрудка. У этого католического женского монашеского объединения важная миссия — опекать и оберегать семьи. Заниматься благотворительностью, просвещением, обучением. И новогрудские сестры во время Великой Отечественной выполнили свой долг до конца — отдали жизни и закрыли собой 120 отцов, сыновей, братьев.

ЧЕРЕЗ дорогу от Фарного костела в Новогрудке — двухэтажное строение. Здесь живут сестры-назаретанки — сегодня в общине десять человек. Их по-доброму называют хранительницами семей. Своеобразным оберегом. А они, как и их предшественницы, продолжают выполнять свою главную задачу. Меня встречает сестра Мириам, нынешняя настоятельница:

— К нам приходят за поддержкой. Кому-то просто нужно высказаться, пообщаться — принимаем и оказываем помощь всем. Вообще же мы представительницы ордена Святейшей Семьи из Назарета. Занимаемся именно опекой семей. В Новогрудке работает воскресная школа, где проводим занятия по религии, нравственному воспитанию. Приезжают к нам целыми семьями — одни сестры занимаются с детьми, другие со взрослыми. Также мы выпекаем все, что нужно для проведения литургии, следим за Фарой.

Именно костел в 1929 году привел в Новогрудок первых назаретанок. Уникальная Фара 1395 года постройки в то время была заброшена и позабыта. Чтобы привести костел в порядок, по просьбе епископа Зигмунта Лозинского сюда и прибыли сестры. Местные жители поначалу отнеслись к гостьям настороженно: чем будут заниматься монахини, нужны ли они  городу? 

После расстрела сторож
из комиссариата передалкрест в монастырь

А они свою необходимость доказали делом. После того как был возведен небольшой монастырь, организовали начальную школу. В Новогрудке в то время жили и поляки, и белорусы, и евреи, и татары… Дверь учебного заведения была открыта для всех. Более того, сестры привозили в школу детей из отдаленных деревень, где получить образование те не могли. Для них организовали интернат. Через несколько лет существования школа из начальной переросла в среднюю. 

Также сестры открыли курсы рукоделия — ученицами стали девушки разных национальностей и вероисповеданий. Ухаживали монахини и за больными на дому и в больницах, помогали посетителям, которые обращались в монастырь за поддержкой.

ВЫПОЛНИЛИ они и свое главное предназначение  — восстановили храм. Со временем Фара стала важным местом для религиозного воспитания жителей. При этом в многонациональном городе гармонично существовали и другие молитвенные дома — исламская мечеть, еврейская синагога. 

Так за несколько лет назаретанки органично вписались в жизнь Новогрудка. Война нарушила привычный уклад. Некоторые монахини, вспоминает сестра Мириам, покинули город:

— Еще в 1939 году, когда началась Вторая мировая, несколько сестер переехали в Вильнюс. Там было безопаснее. Но 12 назаретанок остались. Старшая из них — сестра Стелла — стала настоятельницей. 

У Новогрудка тяжелая военная история. С 4 июля 1941 года он был оккупирован. Здесь не единожды проводились массовые расстрелы.  Первый гитлеровцы провели сразу же после занятия города. 

Стелла, Имельда, Раймунда, Даниэла, Канута, Сергия, Гвидона, Фелицита, Гелиодора, Канизия, Боромея, Малгожата… Сестры продолжали вести благотворительную работу — помогали жителям не только словом, но и материально. Во время фашистского террора именно Фара стала местом покоя и утешения. Весной 1943 года здесь организовали хор, который пел во время богослужений. А единственный уцелевший в округе католический священник отец Александр Зенкевич по утрам тут служил мессу. Многие жители говорили, что в отличие от фабрик храм работает в две смены. Настолько популярным и объединяющим он стал.

Возле Фарного костела установлен памятный знак

ОЧЕРЕДНАЯ волна арестов прошла в Новогрудке в ночь с 17 на 18 июля 1943 года. Задержали 120 человек — в основном мужчин. В городе практически не осталось семей, где бы ни оплакивали отцов, сыновей, братьев, друзей. Среди арестованных оказался и отец Александр. Все понимали, что в живых им не остаться.

Тогда настоятельница монастыря сестра Стелла обратилась к немецким властям с просьбой отпустить арестованных. Взамен монахини предложили себя. Назаретанки решили: пусть лучше нас расстреляют, чем людей семейных. Гитлеровцам, судя по всему, это было на руку — лишить город еще одной крепкой объединяющей силы. Потому 31 июля монахиням приказали прийти в местный комиссариат. 

Одна из сестер — Малгожата — возвращалась с работы в больнице. Была одета в светское платье, потому не привлекала к себе внимания. Настоятельница велела ей отправиться домой и позаботиться о храме, а все остальные, в том числе и сестра Стелла, пошли в полицейский участок. 

Нынешняя настоятельница сестра Мириам.

Дальнейшие события развивались стремительно, и многое сегодня остается неизвестным. Монахинь допрашивали за закрытыми дверями, а на следующий день — на рассвете 1 августа — назаретанок вывезли за город и расстреляли…

Только через несколько дней все в городе узнали о трагедии. Один из карателей, который участвовал в расстреле, напился и проболтался о содеянном. Сестра Малгожата разыскала место расстрела — в лесу недалеко от нынешней деревни Скрыдлево. Как оказалось, вместе с монахинями расстреляли и мальчишку — случайного свидетеля, который копал могилу для сестер. Единственная уцелевшая монахиня на месте злодеяния установила небольшой крест… 

А 120 жителей Новогрудка, в том числе и отец Александр, уехали. Все, за кого сестры отдали жизнь!

Здесь живут и проводят занятия сестры-назаретанки.

Сестра Малгожата до конца своих дней была хранительницей Фары. Костел в годы войны уцелел. Работает он и сейчас. Расстрелянных монахинь перезахоранивали несколько раз. Первую эксгумацию провели 19 марта 1945 года. Тогда сестра Малгожата запишет в своем дневнике: «Наиболее поражала поза сестры Кануты. Скорее всего, она была только ранена, так присела на корточки в углу могилы и застыла со сплетенными руками на коленях, склонив голову к земле, как будто задумалась, как будто в благословении». А в 1991 году останки сестер были перезахоронены в саркофаг в каплице Фарного костела.

Мощи сестер и сегодня покоятся в костеле. На одной из стен — портрет одиннадцати мучениц.  На месте их прежнего захоронения рядом с храмом установлена мемориальная стела, а в лесу у Скрыдлево — памятный знак. Шестнадцать лет назад Папа Иоанн Павел II причислил монахинь к лику блаженных.

В самом же монастыре сохранилась еще одна памятная вещь — крест, над которым молились назаретанки в последний вечер перед расстрелом. Его передал сторож, который работал в комиссариате. Как символ великой веры и несломленных душ… 


Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter