Чем может быть полезен для ОДКБ опыт Евросоюза

Один за всех и все за одного

В Минске прошел саммит глав государств — участников Организации Договора о коллективной безопасности. Экспертное сообщество тщательно отслеживает процессы, происходящие в глобальной военно-промышленной сфере. В этом смысле совсем нелишним будет изучение опыта интеграции на мировом рынке вооружений и военной техники.

История ЕС берет начало в далекие 1950-е годы. И далеко не сразу весомое место было отведено военно-промышленному сотрудничеству. Об Общей политике в сфере безопасности и обороны впервые было официально заявлено в Маастрихтском договоре 1992 года. Затем был Амстердамский договор 1997 года. Всего лишь за два года до него появилась первая значимая для западноевропейского ВПК организационная структура — OCCAR (Организация по сотрудничеству в сфере совместных вооружений — от франц. Organisation de Cooperation Conjointe en Matiere d’Armement). Франкоязычная аббревиатура не случайна. Первым беспокойство по поводу отсутствия  организации по сотрудничеству в сфере совместных вооружений в рамках ЕС  выразил тогдашний глава Франции Жак Ширак. Его решительно поддержал германский канцлер Гельмут Коль. Лондон, Рим, Брюссель, Мадрид решили присоединиться к франко-германскому тандему. В компетенцию OCCAR  вошла расписанная по полочкам координация оборонных программ, инициатив на основе кооперации предприятий, производящих продукцию военного назначения. 

По справедливости решили вопрос о местонахождении штаб-квартиры OCCAR. Была выбрана старая столица ФРГ. Здесь учитывалось то, что ФРГ вносит самый большой вклад в европейскую военно-промышленную интеграцию. С 2004 года институциональная база военно-промышленной интеграции в ЕС существенно укрепилась благодаря возникновению Европейского оборонного агентства.

За последние 20 лет сформировалась внушительная номенклатура вооружений, которую следует оценивать как итог консолидированных усилий государств — членов ЕС.  Совместно решались вопросы кадров, финансового обеспечения новых разработок вооружений и многое другое. Какие сегменты наиболее значимы?

Первый — и по порядку, и по удельному весу — авиационный. Сюда вошли истребители Gripen, Eurofighter, Rafale, транспортный самолет A-400 M, вписывавшиеся в глобальный тренд по маневренным характеристикам, экономному расходу топлива, авионике. К ним следует приплюсовать подготовку к запуску в серийное производство беспилотника, качественное обновление вертолетного парка за счет многоцелевого вертолета NH-90, легких, грузовых вертолетов.

Второе направление — космическое — традиционно стоит особняком в технологическом плане. На соответствующих проектах замыкаются наиболее сложные технологические решения. Это подтвердили создание спутниковой системы навигации Galileo, попытки довести до ума систему MUSIS на базе национальных спутниковых платформ.

Третий сегмент можно однозначно назвать морским. Речь в первую очередь о фрегатах. Уникальны по функциональным нагрузкам, но одновременно прочно завязаны на ноу-хау многоцелевые фрегаты FREMM,  F-125, MKS-180 Corvette. Одним из успешных интеграционных проектов стала дизельная подлодка типа U-212. Впереди еще более амбициозный проект: атомные подлодки Barracuda.

Далее — сухопутное звено. Относительно недавно началось серийное производство многоцелевых колесных бронемашин Puma, Boxer. Сюда же входят находящиеся в стадии проектирования  боевые машины пехоты VBCM.

Так что, на мой взгляд, ОДКБ следует учредить аналог Европейского оборонного агентства, которое за 13 лет существования отметилось масштабными интеллектуальными продуктами. Среди них на первом месте Стратегия военно-технической и военно-промышленной базы, Европейская стратегия по оборонным научным исследованиям и обмену научно-технической информацией, Европейская стратегия военно-технического сотрудничества. Все эти документы оказались жизнеспособными. То же можно сказать и о Плане развития вооружений и военной техники, Кодексе Поведения “Объединяя и распределяя”.  

Что получил Евросоюз благодаря этим интеллектуальным продуктам? Наличие единого внутреннего рынка вооружений и военной техники, отличный опыт фундаментально обоснованного прогнозирования всех аспектов формирования и функционирования данного рынка, мощную научно-исследовательскую, технологическую подпитку единого ВПК. Кроме того, запущен механизм создания кластеров в аэрокосмической сфере. Явно слабеет зависимость Старого Света от дядюшки Сэма по части товаров военного назначения, постепенно наращивается производство той продукции, где ЕС  составляет серьезную конкуренцию США и в экономическом, и в технологическом отношениях.

Михаил Стрелец, профессор, доктор исторических наук
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter