Один за всех и каждый за себя

Насколько сильно сегодня самоорганизован белорусский бизнес?

Есть ли в деловой среде единство, позволяющее бизнес-союзам влиять на развитие экономического социума?

Отношения между государством и бизнесом выстраиваются на основе взаимного интереса. С одной стороны, предпринимательские общественные объединения обращаются к властным структурам, чтобы защитить свои коллективные интересы. Государство в свою очередь признает часть требований полезными для общества и даже привлекает бизнес к реализации соответствующих программ. Однако степень интегрированности интересов предпринимательских структур в целостную систему социально-экономических отношений до сих пор остается неизученной, а сам процесс объединения субъектов бизнеса – непонятным.

Ярким тому примером служит развернувшаяся среди пользователей Интернета дискуссия на тему полезности, востребованности и вообще самого факта необходимости создания объединений среди предпринимателей. «Объединяться? Кому с кем? Предпринимателям между собой? Смысл? Это уже на сговор похоже больше», — пишут в Интернете. Выходя за рамки обывательских рассуждений, следует отметить, что и в процессе исследования этой проблематики на государственном уровне присутствуют определенные социальные страхи. Вопрос в том, готовы ли предприниматели действовать рационально не только в русле своей личной выгоды, но и на благо окружающих, соблюдая рамки существующих в обществе этических норм.

Как известно, основными видами социального взаимодействия выступают сотрудничество и соперничество. В последнем случае социальные субъекты, претендуя на определенный объект, начинают конкурировать между собой и конфликтовать вплоть до классовой борьбы. В процессе сотрудничества субъекты объединяются в группы и организации, проявляя взаимопомощь и поддержку. В итоге возникает дилемма. С одной стороны, предпринимателям по определению полагается конкурировать, а с другой – социально взаимодействуя с остальными социально-профессиональными группами, они должны проявлять солидарность. В таком случае реально ли в социальных действиях субъектов предпринимательской сферы деятельности объединение двух противоположных видов социального взаимодействия «сотрудничество–соперничество»?

Анализируя ситуацию, придется признать тот факт, что белорусский бизнес, в отличие от западного, в меньшей степени самоорганизован. В настоящее время республиканские предпринимательские союзы и ассоциации в общей сложности объединяют не более 10 % субъектов негосударственного сектора экономики Беларуси, что является недостаточным для создания представительного органа в социально-экономической системе страны. Результаты исследования, проведенного недавно Институтом социологии НАН Беларуси, показали, что среди предпринимателей доля ориентированных на активное участие в общественной жизни в 1,5–2 раза ниже, чем среди представителей других профессиональных групп. Кроме того, каких-либо структурных изменений в предпринимательстве, свидетельствующих о развитии, переходе на новый качественный уровень, пока не происходит. По-прежнему имеет место концентрация отечественного бизнеса преимущественно в сферах, не требующих высокой квалификации, специальных знаний и значительных объемов финансовых вложений; отсутствует стремление к инвестированию, реализации перспективных инновационных проектов. Например, согласно данным статистики, в нашей стране более 40 % малых предприятий и, по оценкам экспертов, до 70 % индивидуальных предпринимателей специализируются на торгово-закупочной деятельности.

Палитру социальных взаимоотношений субъектов предпринимательства поможет «нарисовать» анализ данных республиканского мониторинга, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси. В ходе исследования были выявлены основные факторы достижения социальных целей различными социально-профессиональными группами Беларуси. Выявленный в группе предпринимателей фактор «солидарность» отражает желание представителей негосударственного сектора экономики занимать равное положение с остальными социально-профессиональными группами как в экономической, так и в социальной сфере. Однако субъекты малого бизнеса стремятся к созданию более широких профессиональных сообществ. Их нежелание создавать узкие союзы и общественные организации частично объясняется более обостренным стремлением к независимости (в 2,7 раза выше, чем у других граждан) и желанием устанавливать связи с влиятельными людьми (в 5,2 раза). Кроме того, предприниматели не нацелены на объединение и внутри своей социально-профессиональной группы. Так, доля желающих работать в коллективе среди предпринимателей в 2 раза меньше, чем среди других респондентов.

Реальность такова, что у большинства белорусских предпринимателей доминирует мышление краткосрочного успеха, присущее торгово-закупочной деятельности. А создание собственных профессиональных объединений, являющихся структурами гражданского общества, их «раскрутка» в социальном взаимодействии носит долгосрочный характер. Деловые люди Беларуси должны осознать, что «запрыгнуть» в трансформирующиеся социальные отношения, влиять на них и регулировать их, не имея единства действий, невозможно. Положительным в настоящее время является то, что для оптимизации защиты и продвижения интересов отечественного бизнеса предпринимательские общественные объединения, в силу своей малочисленности и недостаточной представительности, начинают менять формы представления этих интересов. Методы отстаивания интересов бизнеса эволюционируют: от эмоций, сетования и осуждения действий властей происходит переход к выработке конструктивных предложений, диалогу и объединению усилий. Используя в диалоге с властью грамотное экспертное мнение, консолидированный белорусский бизнес может рассматриваться государственными структурами равноправным партнером в обсуждении и принятии управленческих решений в сфере предпринимательства.

Ирина АНДРОС, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии ГНУ «Институт социологии
НАН Беларуси»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter