С 1991 года тракторный парк ошмянских сельхозпредприятий сократился с 960 до 268 единиц

Один вместо четверых

С 1991 года тракторный парк ошмянских сельхозпредприятий сократился с 960 до 268 единиц. Пострадало ли от этого поле?
С 1991 года тракторный парк ошмянских сельхозпредприятий сократился с 960 до 268 единиц. Пострадало ли от этого поле?

ТОГДА на каждый трактор приходилось по 1,2 механизатора, а в этом году — 0,8. За некоторыми из них закреплено по две, а то и три единицы техники. Но это не сказывается ни на сроках, ни на качестве полевых работ. Техника стала мобильнее, надежнее, мощнее.

Главный инженер СПК «Краковка» Антон Буткевич привез в районный Гостехнадзор документы на списание еще четырех «старичков»:

— Больше использовать их невыгодно. Отработали свое. Некоторые «родом» еще с прошлого века. Часто выходят из строя, а ремонт обходится дорого. Их вполне может заменить один «Беларус-3022». В результате вместо четырех механизаторов нужен один. Экономится зарплата, меньше сельхозпредприятию нужно строить жилья. Если иметь еще и необходимый для этого трактора шлейф прицепного оборудования, задействовать машину в две смены, то она себя окупит быстро. 

В хозяйстве работают и тракторы «Джон Дир». Но когда выходят из строя, то на одних запчастях можно разориться. Правда, сервисное обслуживание прекрасное, считает Антон Иосифович, нашим нужно поучиться. 

Техническое обслуживание отечественных энергонасыщенных машин проводится в Сморгони. На это из бюджета выделяются деньги.

— Но специалисты сервисного центра не едут в хозяйства, если не получат предоплату, — сетует Антон Буткевич. — А мы не можем перечислить деньги, пока они не подпишут нам акт выполненных работ. Получается замкнутый круг. За помощью приходилось обращаться даже в местный Гостехнадзор. 

После списания в «Краковке» останется еще 39 тракторов. К весне придется восстанавливать кормо- и зерноуборочные комбайны, посевные агрегаты, в том числе и импортные. Когда в хозяйстве посчитали стоимость ремонта, сопоставили цифры со своими возможностями, то оказалось, что собственных денег может и не хватить. Только семь импортных «иностранцев» тянут примерно на миллиард рублей. На остальные 13 отечественных комбайнов, 37 — тракторов, погрузчики, плуги, сеялки, другое оборудование потребуется еще пять миллиардов. Уложиться в такую сумму будет очень сложно или даже невозможно. Брать кредиты на ремонт рановато. Может быть, деньги понадобятся весной на другие неотложные работы. В районе ждали постановления Правительства по подготовке хозяйств к весенне-полевым работам, заготовке кормов и уборке урожая в 2015 году. Теперь, когда оно принято, прояснится, на удешевление каких работ и на какую сумму можно рассчитывать. Но уже очевидно: как и в прошлом году, ставку придется делать на собственные ресурсы и авансы под урожай определенных культур. По такой схеме, скорее всего, придется работать и в этом году.

Восстановление всех машин и агрегатов теперь обойдется району примерно на 6 миллиардов рублей дороже прошлогоднего. 

— На ремонт почвообрабатывающей и посевной техники требуется почти 6,4 миллиарда рублей, — комментирует ситуацию начальник инспекции Гостехнадзора Ошмянского райсельхозпрода Юрий Буйвид. — Примерно в 3,78 миллиарда обойдется ремонт 30 кормоуборочных и 5,17 миллиарда рублей — зерноуборочных комбайнов. Плюс тракторы, зерносушильные комплексы, другая сельхозтехника. По самым скромным подсчетам, набегает около 24 миллиардов рублей. 

Чтобы выйти в поле, СПК «Приграничный», например, нужно около миллиарда рублей, включая 150—200 миллионов на резину. Это равнозначно реализации примерно двухсот тонн молока сортом «экстра». Если учесть отчисления на спецсчет, выплату зарплаты, другие неотложные платежи, то придется работать в условиях жесточайшей экономии. На это сельхозпредприятия нацеливает и райисполком. В «Сморгоньтракторосервис» направлен только один энергонасыщенный трактор, остальные ремонтируют в хозяйствах. Так дешевле. 

— Сначала восстанавливали технику и оборудование, которые не требуют больших затрат, — рассказывает руководитель СПК «Приграничный» Владимир Голашевский. — Выполняли сварочные работы, регулировали узлы, кое-какие детали реставрировали  местные мастера. На линейке готовности уже 6 плугов, два культиватора, 50 процентов навозоразбрасывателей. На Слонимский мотороремонтный завод сдали три двигателя. В рабочем состоянии все энергонасыщенные тракторы, которые будут задействованы на полевых работах. 

— Технику на линейку готовности мы всегда ставили своевременно. В установленные сроки уложимся и на этот раз, — утверждает Юрий Буйвид. — Под постоянным контролем работа ремонтных бригад, поступление запчастей, финансирование ремонта. Очень важно, чтобы во время полевых работ механизаторы своевременно проводили техобслуживание тракторов, комбайнов, погрузчиков. Если за некоторыми закреплено по две-три единицы техники, то на ТО-1 или ТО-3 не хватает времени. А иногда — и денег. Потом за это приходится платить втридорога ремонтом двигателей или других сложных узлов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter