Один в доме не воин

150 минских построек заброшены, но их хозяева готовы отстаивать свое право собственности в суде
150 минских построек заброшены, но их хозяева готовы отстаивать свое право собственности в суде

Факт...

В Минске насчитывается около 150 брошенных частных домов. Здания стали бесхозными по разным причинам: их владельцы либо умерли, либо уехали, оставив подворье на произвол судьбы. Такие постройки уже давно стали головной болью для работников городской коммунальной службы. С одной стороны, дом нежилой, с другой — нередко у него находится владелец, который делать с полуразрушенным зданием ничего не желает, но при этом активно отстаивает свои права на собственность. И это неудивительно — цены на землю в Минске немалые.

...и комментарий

— К примеру, у нас в районе шесть брошенных домов, — рассказывает начальник отдела строительства и архитектуры администрации Октябрьского района Минска Елена Суходолова. — Во всех этих зданиях когда–то случился пожар, жильцы их покинули, но за ними осталось право собственности. Вот и стоят дома–погорельцы, портя своим неприглядным видом картину улиц. Чаще всего эти здания принадлежат малоимущим или неблагополучным семьям, у них нет средств, чтобы восстановить дома. Мы пытаемся помочь этим людям хотя бы немного привести в порядок территорию. Но, к сожалению, нередко собственники воспринимают помощь в штыки. К примеру, один из них, когда мы недавно пытались навести порядок на пожарище, сказал: «Тронете хоть одно бревно — подам на вас в суд». Сам он при этом ничего не убирал. Есть еще одна причина, по которой некоторые владельцы брошенных домов не спешат привести их в порядок, — их недвижимость находится в зоне сноса. Хозяева небезосновательно надеются, что когда территория их частного «жилья» отойдет в собственность городу, им удастся получить немалую компенсацию.

— Передать оставшееся без присмотра строение в коммунальную собственность можно, по сути, только в одном случае: в Гражданском кодексе есть 226–я статья, которая регулирует правила обращения с бесхозным имуществом, — рассказывает главный специалист юридического отдела Государственного комитета по имуществу Екатерина Буда. — Если есть достоверные сведения, что у здания в Минске нет хозяев, оно ставится на учет в Минском городском агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру. В течение трех лет после этого собственник может быть безболезненно восстановлен в своих правах. Если же хозяин не объявился, исполком имеет право обратиться в суд с требованием о признании права коммунальной собственности на этот дом. Но даже после передачи прав у законного владельца, если он найдется, есть возможность обжаловать решение суда.

Вот и получается, что оказались городские власти перед практически неразрешимой задачей. Заставить владельца полуразрушенной собственности проявить сознательность и привести дом в порядок очень сложно. Властям района остается только посылать хозяевам заброшенных зданий предписания с требованием привести домовладение в надлежащее состояние или проводить разъяснительную работу. Но чаще всего меры эти неэффективны. Пытаются бороться с домами–призраками и сотрудники милиции, санэпидемстанции. К сожалению, полученные предупреждения или небольшие штрафы могут подвигнуть домовладельца максимум на косметическую уборку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter