Нельзя упускать свой шанс познакомиться с прекрасным

Один раз увидеть

Когда из музеев крадут картины, я сильно расстраиваюсь. Мне становится грустно и тоскливо. Вот на днях из «Третьяковки» стащили крымский пейзаж Архипа Куинджи, привезенный на выставку в Москву из Санкт–Петербурга. Эта новость сразу же стала топовой. Интернет зашумел, заволновался, забурлил разнообразными версиями и мотивами.

Я же, возможно, как и многие, больше всего расстроился из–за того, что уже никогда не увижу этот пейзаж с горой Ай–Петри. Не увижу подлинник. Его продадут, и он будет висеть в дальней комнате какого–то мне не известного любителя живописи. И он станет единолично рассматривать полотно, а всем остальным останутся лишь репродукции, пусть и совершенные...

Как–то знакомая делилась впечатлениями о поездке с мужем в Германию. Рассказывала о Дрездене, но не могла вспомнить, чья авиация его разбомбила во время Второй мировой войны. Так вот они с мужем пришли к знаменитой Дрезденской галерее, а там очередь. Она мечтала попасть в музейные залы, а мужу не хотелось стоять, ждать, да и к изобразительному искусству он был, по большому счету, равнодушен. Они долго препирались на ступеньках музея, среди толпы разноязыких туристов. Спорили–спорили — и муж уговорил супругу пойти не в тихие залы галереи, а в респектабельный местный ресторан и вкусно поесть. Женщина уступила. Прошло много лет со времен той поездки, но она и сегодня с нескрываемой грустью говорит, что сожалеет, ибо не смогла своими глазами увидеть знаменитую картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Возможно, ничего бы в ее жизни не изменилось, если бы она четверть часа простояла перед одним из самых легендарных полотен, молча взирая на Марию, идущую по облакам, на младенца, которого она несет миру, на милых кучерявых ангелов в нижней части картины... Она не увидела шедевр эпохи Возрождения, но в дорогом дрезденском ресторане попробовала какие–то, как она их назвала, картофельные шарики. Вот они и запомнились, хотя не впечатлили... Шанс, подаренный судьбой для встречи с самим Рафаэлем Санти — одним из трех титанов эпохи Возрождения, был использован на знакомство с пресным гастрономическим блюдом.

Да, может быть, та встреча ничего бы в ее жизни не изменила. Она бы сделала селфи на фоне Мадонны и заспешила дальше, к другим скульптурам и холстам. Но не исключаю, что то свидание с шедевром перевернуло бы ее жизнь, позволило увидеть и понять что–то чрезвычайно важное, настолько важное, что все будущее стало бы иным. И сегодня она бы рассказывала не о картофельных шариках величиной с детский кулак, не о рейнском белом вине, а о картине. О чем–то до конца не выразимом и величественном. Кстати, знаменитая фраза Федора Михайловича Достоевского о том, что «красота спасет мир», относится именно к этому шедевру Рафаэля.

И вот о чем еще думается. Если бы моя знакомая попала в музей, то, листая альбом с картинами или увидев «Сикстинскую Мадонну» на экране, могла бы рассказать своим детям историю своей удивительной встречи... Понимаю, и картофельные шарики в короткой человеческой жизни важны, можно и о них взахлеб рассказывать детям и внукам, но побывать в Дрездене (а также во многих других городах) и не попасть в галерею — непростительное расточительство.

Кстати, полотно Архипа Куинджи найдено, похититель задержан, и знаменитый крымский пейзаж с горой Ай–Петри вскоре снова можно будет увидеть на выставке.

ladzimir@tut.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter