Один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать

Немецкие журналисты посмотрели на Беларусь объективно, без помощи гидов из политических офисов
Немецкие журналисты посмотрели на Беларусь объективно, без помощи гидов из политических офисов

Сегодня в нашей стране сформировалась целая плеяда людей, зарабатывающих на хлеб насущный злословием в адрес собственного государства. Удивительно и то, что некоторые западные журналисты вместо того, чтобы кропотливо изучать информацию, к сожалению, ограничиваются «сливом» этих словоохотливых господ. И все довольны — читательская аудитория получает очередную порцию ужасов, журналист начинает примеряться к Пулитцеровской премии за «разоблачение тирании», а спецы по злословию имеют завидное денежное довольствие за очередную комбинацию штампов. Но всякий раз, когда журналист желает разобраться во всем самостоятельно, не по телефону, не прибегая к помощи политгидов, а на месте, на конкретных фактах, рисуется совершенно противоположная картина.

Могу предположить, что визит корреспондента газеты «Нойес Дойчланд» Ханнеса Хофбауэра в Беларусь остался в известных кругах незамеченным, равно как его публикация. Он отправился не в какой–нибудь политический офис в Минске, а в сельскохозяйственный кооператив «Снов» недалеко от Несвижа, чтобы понять, почему же Беларусь неадекватно воспринимается на Западе. В своей статье «Рыночное хозяйство в Беларуси: «Мы торопимся медленно», осмотревшись и пообщавшись с обычными белорусами, он пишет: «...создается впечатление, что люди знают, за что они благодарны «заклейменной на Западе как автократическая» политической системе. Она защищает от конкуренции со стороны ЕС. Минск субсидирует сельское хозяйство так же, как и Брюссель свое»...

Не видится немецкому корреспонденту ничего плохого в том, что Беларусь не поддалась соблазну пандемной приватизации, обернувшейся хаосом практически на всем постсоветском пространстве, что в Минске внимательно следили за тем, чтобы сохранить государственный контроль над важнейшими элементами национальной промышленности. «В результате, — делает вывод журналист, — в отличие от России и Украины, в Беларуси на сегодняшний день не образовалась тонкая олигархическая прослойка». Но что касается социальной модели, созданной при А.Лукашенко, то здесь Хофбауэр увидел желание властей не допустить возникновения социальной пропасти, столь характерной для других обществ. «Начинать с развития гражданской демократии без создания экономической основы для национального среднего класса, — пишет Хофбауэр, — все равно, что ставить телегу впереди лошади...»

Вернер Паркер — корреспондент немецкой газеты «Юнге вельт» — идет еще дальше, называя белорусов «последними социал–демократами в Европе». Полагаю, его одноименная статья явилась пренеприятным открытием для многих спонсоров злословов. Паркер прямо говорит, что оппозиция в Беларуси маргинализирована. Могло быть большим утешением, если бы Паркер назвал причиной такого порядка вещей репрессивный характер режима. Но нет. По мнению немецкого коллеги, «подпольщики просто лишены поддержки населения». Процесс перехода к контролируемой государством рыночной экономике породил в Беларуси класс частных предпринимателей, но не создал основы для появления олигархической верхушки. Эту особенность тоже замечает Вернер Паркер. Он пишет, что «политическая система Беларуси своеобразным образом включает наличие гражданских и советских элементов демократии. А именно: легальная оппозиция, которая занимает часть партийного ландшафта, СМИ, избирательная система, которая базируется в большинстве своем на представляющих производственные объединения кандидатах, но и дает возможность включиться в избирательную гонку, собрав необходимое количество подписей».

Удивление этого немецкого журналиста вызывает и тот факт, что ОБСЕ никак не желает подвергнуть белорусскую выборную модель анализу в сравнении с избирательными системами других европейских стран. Утверждение, по мнению Вернера, что парламентская система в Беларуси менее репрезентативна, чем в странах с традиционной репрезентативной демократией, не так уж бесспорно. «Парадокс в том, что Беларусь — последняя социал–демократическая страна Европы. Или даже более того — она является первой страной Европы, которая пытается реализовать социал–демократическую идею», — заключает Вернер Паркер...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter