Один не дома

Почему ребятишки убегают из семьи?
Почему ребятишки убегают из семьи?

От сводки происшествий мороз по коже: один за другим пропадают дети... По–прежнему безуспешны поиски Ирочки Кужельной, еще две недели назад исчезнувшей в Логойском районе, в Марьиной Горке не вернулся из школы 10–летний Андрей Жевнов, а в Минске из дому ушла восьмиклассница Виолетта Клезович. Неужели эти исчезновения — звенья одной цепи? Оказалось, нет, между собой ЧП не связаны, более того, двое детей уже нашлись...

Пропавшего во вторник Андрюшу Жевнова искали чуть ли не всей Марьиной Горкой. В 13 часов он должен был вернуться домой после школьных занятий, но не пришел и поздним вечером. Обеспокоенные отчим и старший брат объехали на машине всех родственников, побывали в любимых местах мальчика, но, увы... Сообщили в милицию... Тут же на ноги были подняты все сотрудники райотдела, солдаты, школьные учителя и сотрудники отдела образования...

Оперативники восстанавливали буквально каждый шаг школьника. Оказалось, зайдя в гости к однокласснику, парнишка так увлекся игровой приставкой, что опоздал домой на два часа. Побоявшись, что отчим будет его ругать, решил... вовсе туда не идти. Чуть позже один из приятелей пятиклассника раскрыл секрет: тот вроде бы собирался к маме на работу. До котельной, где трудится родительница Андрея, от окраины Марьиной Горки — 15 километров, мальчик там никогда не был... За ночь поисковая группа прочесала окрестные поля и три деревни — никаких следов. Позже еще один друг Андрея рассказал, что видел его в городе.

— Значит, к матери мальчик не пошел, а продолжал гулять по Марьиной Горке, предположили мы и заново принялись обыскивать все здания, что неподалеку от его дома, — пересказывает события первый заместитель начальника Пуховичского РОВД Владимир Исакович. — И действительно, ближе к полудню обнаружили парня на чердаке недостроенного сарая: там Андрей провел всю ночь, но, к счастью, не простыл. За «демарш» родители его не ругали — были счастливы, что сын жив и здоров.

Удалось найти и пропавшую Виолетту Клезович, об исчезновении которой мы писали вчера. Как сообщили в Заводском РУВД Минска, заскучав по уехавшему в Слонимский район другу, 13–летняя девочка подалась на Гродненщину... Что ее подтолкнуло к экстремальному поступку — еще детский каприз или уже подростковая любовь — пока неизвестно. Будем надеяться, что впредь Виолетта хотя бы будет посвящать в свои планы маму.

Оптимистичных новостей нет только из Логойского района — пропавшую 23 ноября Иру Кужельную найти пока не удалось.

— Пользуясь моментом — с земли сошел первый зимний снег, — мы вызвали вертолет и служебных собак: для повторного и более детального обследования местности, — рассказывает начальник Логойского РОВД Иван Лис. — Параллельно буквально по минутам проверяем, кто из окрестных жителей — ранее судимых или психически нездоровых — может быть причастным к исчезновению девочки.

Искренне радует, что владельцы многих логойских дач откликнулись на призыв милиции приехать и проверить, нет ли Иры в их домах и подсобных строениях: судьба восьмилетней девочки небезразлична всей стране.

— Знаете, что меня крайне удивляет? Реакция Ириной мамы, — признается Иван Лис. — Как мне кажется, любая другая женщина, окажись на ее месте, уже поседела бы от беспокойства за ночь и в кровь стерла ноги, разыскивая ребенка, а Людмила который день ведет себя совершенно спокойно: ходит на работу, общается со следователями — против нее возбуждено уголовное дело об истязании Иры (соседи рассказали, что мать нередко била девочку и в наказание запирала в сарае), — переехала на новую съемную квартиру...

По словам начальника отдела организации профилактики правонарушений несовершеннолетних МВД Андрея Солодовникова, сейчас в розыске находится чуть больше 40 детей, пропавших без вести. И цифра эта — практически постоянна...

— Сразу должен оговориться: лет 10 назад дети убегали из дому еще активнее, сейчас явление, как говорится, идет на спад, однако не может не тревожить, — подчеркнул Андрей Солодовников. — Чаще всего дом покидают дети из неблагополучных семей — они просто не могут больше жить со своими родителями. Но иногда побегом «мстят» за невнимание к себе мальчишки и девчонки даже из полных и обеспеченных семей, где мамы и папы заняты только карьерой. Случается, подростки просто «забывают» вернуться домой — одну девочку мы искали трое суток, а она тем временем праздновала Новый год у соседки. Совет в такой ситуации можно дать только один: деньги, карьера, успех — на самом деле не главное. Жаль, что понимание этого приходит только с возрастом. Главное — наши малыши, говорю это как отец троих детей.

Компетентное мнение

Любовь Мицкевич, заведующая отделением социально–психологической реабилитации ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»:

— Почему дети уходят из дому? Естественно, в каждом случае нужно разбираться отдельно. Нюансы различны, но первопричины, как правило, общие. В первую очередь ребенок решает уйти из дому потому, что ощущает дискомфорт в семье, недостаток внимания. Он чувствует себя ненужным, неинтересным для собственных родителей. То, что взрослые списывают на собственную занятость, усталость, расценивает как безразличие по отношению к нему, его интересам, его жизни. «Уйти по–английски», не прощаясь, довольно часто детей толкают и обиды на взрослых. Мама увлеченно разговаривала по телефону и не захотела взглянуть на рисунок дочки? В душе ребенка растет протест: «Тогда вы меня больше не увидите!»

В подростковом возрасте может проявиться так называемый «синдром бродяжничества». Эта проблема — уже в компетенции психоневрологов. В этом случае подростку может быть назначено как терапевтическое, так и медикаментозное лечение.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter