В России перенимают наш опыт борьбы с социальным иждивенчеством

Один на один с зеркалом

Психологи утверждают, что наше отображение в зеркале, как и документальные фото, не вполне аутентично: искажает суть личности. Почему? Глядя в зеркало или объектив, мы невольно корректируем свой образ. Стремимся предстать такими, какими хотели бы выглядеть. Словно надеваем маску. Поэтому так интересны случайные фото, сделанные незаметно. А как мы выглядим со стороны, что в нас хорошо или не очень? То же касается и родного государства. Пристрастное к нему отношение может мешать объективной оценке. На реалии своей страны тоже полезно взглянуть со стороны. Такой случай представился.


В последнем выпуске телешоу «60 минут» минувшего года на одном из ведущих российских каналов как никогда часто упоминали Беларусь. В нашей «сетке» этой передачи нет, она доступна на сайте. Выходит в прямом эфире перед вечерними новостями. Две группы экспертов, по трое с каждой стороны, в оценках не стесняются, бьются жестко, но корректно. Упомянутый эфир интересен еще и тем, что обе оппонирующие команды упоминали нашу страну исключительно в качестве примера. Как образец.

Предметом полемики был «налог на тунеядство»: нужен или нет? Мнения гостей разделились практически поровну, 45 на 46 процентов. Эксперты знали о нашем опыте, к которому и обратились. Выходит, дескать, что мы повторяем путь Беларуси? Ведущий: «Это скорее хорошо, чем плохо. Прекрасная страна. Нищих нет. Безработных практически нет...»

О разработке аналога нашего Декрета «О предупреждении социального иждивенчества» российские СМИ впервые упомянули в мае минувшего года. В Минтруда якобы обсуждается возможность введения налога для трудоспособных лиц, официально не состоящих в трудовых отношениях. Позже это подтвердила вице–премьер Ольга Голодец. На публичную площадку, перед миллионами телезрителей, дискуссия вышла, пожалуй, впервые.

Политик и завсегдатай теле–шоу уточнил термины: «Тунеядец — это звучит оскорбительно, унизительно. Надо бы говорить о легализации трудовых отношений» (бурные аплодисменты в студии. — Авт.). Впрочем, со свойственной ему «последовательностью» политик тут же вернулся к тунеядцам, назвав их уже мошенниками. Они, дескать, воруют социальные гарантии тех, кто честно работает и платит налоги. Завершал на гуманистической ноте, вспомнив дальнего родственника, который рано умер от невостребованности: не работал. Смысл монолога: закон о тунеядцах нужен ради их собственного блага — чтобы были здоровы и жили дольше. Эмоционально, парадоксально, но по сути во многом верно.

Слово профессиональному эксперту, директору Института актуальной экономики, в недрах которого и рождается документ. Его основное назначение — вывести на белый свет теневой сектор. Звучат цифры, которые эксперты и зрители слушают в полной тишине: в Беларуси за год индивидуальные предприниматели зарегистрировали на 22 процента больше наемных работников. Ведущий: «Их вынудили платить налоги. Сработало! А у нас сработает? Нам полезен опыт Беларуси?»

Директор: «Очень полезен! Во–первых, мы можем реально посмотреть на результаты... В следующем году (уже в наступившем. — Авт.) мы увидим еще одну важную вещь: сколько людей не заплатили этот налог и отправились на общественные работы, как это предусмотрено в Беларуси. Посмотрим на результаты, как система справляется, и тогда сможем размышлять, вводить это в России или нет».

В странах во многом разный экономический уклад, признали оппоненты. Но вот в чем сошлись под аплодисменты: в России эти люди вычеркнуты из экономики и предоставлены сами себе. В Беларуси небольшая часть экономики свернулась, но значительная осталась. У людей есть рабочие места, созданные государством... Резюме ведущей: «Выступаю за то, чтобы перенимать положительный опыт соседей. Особенно если речь идет о Беларуси». Слушаю и припоминаю: принцип «одного окна» (и не только его, впрочем) соседи вводили вслед за нами.

...Психологи знают: только тот одинаково выглядит в зеркале, на фото и в жизни, кто уверен в себе. Кто знает свои недостатки и достоинства, но не пытается кому–то понравиться. Декрет о социальном иждивенчестве, как и другие законы, мы принимали не для того, чтобы кому–то угодить. Устраивать жизнь по своему разумению, слепо не копируя других — это полезно и человеку, и государству.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 3 (25138). Четверг, 5 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter