Один из смелых

Фильмы с участием популярнейшего в 30 — 60–е годы киноактера Петра Алейникова на его родине, в деревеньке Кривель Шкловского района, крутят по три раза на неделе
Фильмы с участием популярнейшего в 30 — 60–е годы киноактера Петра Алейникова на его родине, в деревеньке Кривель Шкловского района, крутят по три раза на неделе

Кривельские старики в открывшийся в их деревне 7 лет назад музей Алейникова захаживают частенько. Послушать о «своем Пете», посмотреть «его кино» (по совместительству музей является и кинозалом). Говорят: «Нынче таких добрых фильмов уже не снимают».

— Встретят меня на улице, просят: «Принеси «Трактористов» или «Семеро смелых», поглядим еще разок, соскучились», — рассказывает заведующая музеем Татьяна Рыданова. — Вот и тащим мы на пару с мужем из дома телевизор да видеомагнитофон. В музее ведь их хранить опасно, украсть могут... А народу у нас бывает много. Поначалу, как только открылись, не только из нашей деревни и из соседних народ шел, из Шклова и Могилева полнехонькие автобусы приезжали, даже из Америки студенты были. Они об Алейникове наслышаны, ведь в Голливуде еще в 1939 году поставили памятник актеру. А музейные экспонаты мы собирали по крупицам. К примеру, один мужчина, обожавший творчество Петра Алейникова, несмотря на свой солидный возраст (ему было лет 60), мотался к нам из Могилева на мотоцикле даже в метель и стужу, стоило ему только раздобыть какие–то сведения о кумире. Раньше ведь о Петре Мартыновиче писали немного, хоть и обожала его страна, но у власти он был не в чести за свою прямолинейность. Так вот этот могилевчанин, спасибо ему, привозил нам все газетные и журнальные вырезки, в которых было хотя бы упоминание об актере.

Фотографии из семейного альбома и отцовские рисунки подарил музею сын Алейникова Тарас, приезжавший на открытие. Петр Мартынович довольно неплохо рисовал. Как–то, глядя на своего 20–летнего сына, он изобразил его... стариком с длинной бородой. Размашисто подписал: «Тарасу» и сказал: «Таким ты будешь в 70 лет». Об этом рисунке Тарас вскоре забыл. Он нашел его через много лет и изумился, каким поразительным было сходство — тот же взгляд, лицо, борода... Копия эскиза тоже хранится в музее.

Беспризорное детство

В семье Алейниковых было 6 детей. Когда отец во время лесосплава угодил в ледяную воду и умер от воспаления легких, Пете было всего 6 лет. Мать одна прокормить детей не могла, потому она дала мальчику и его старшей сестре немного еды, перекрестила их и отправила в свет, просить милостыню. Катя через год вернулась, а Петя продолжал бродяжничать. Хорошие люди, видя, как мается ребенок, устроили его в Шкловскую спецшколу для детей–сирот. Но тут же нашлись «доброжелатели», подсказавшие, что у Пети жива мать, и мальчишке перестали выделять бесплатный продпаек. Чтобы заработать себе на пропитание, он колол дрова чужим людям и даже подрабатывал нянькой. По интернатам, приютам и коммунам для сирот он скитался еще долго. Учился хорошо, а в свободное время любил посмотреть кино. Еще в Шклове сдружился с киномехаником, помогал ему крутить в парке кино, а потом пародировал артистов. Однажды так удачно изобразил местного батюшку, что тот благословил мальчишку: «Быть тебе известным актером» и вручил ему первый «гонорар» — червонец.

— Моя бабушка была портнихой, обшивала несколько деревень и у Алейниковых брала заказы тоже, — делится Татьяна Рыданова. — Придет снимать мерки с маленького Петьки, а он, неугомонный, — прыг на сундук и ну плясать, кривляться и все приговаривал: «Я — артист!» Так его в деревне и звали. Кто бы мог подумать, что он и в самом деле станет артистом!

После школы Алейников поехал поступать в Ленинградский институт сценических искусств. Из тысячи желающих приняли только 40 человек. В их числе был Петя. Говорят, педагоги так увлеклись его игрой, что напрочь забыли о сотнях желающих, которые томились за дверью.

Идеальный семьянин и рубаха–парень

В институте Петр Алейников влюбился. В свою однокурсницу Тамару Макарову. Но она предпочла ему их педагога Сергея Герасимова, который был старше ее на 15 лет. Алейников очень переживал, а через несколько лет женился на монтажнице «Ленфильма» Валентине Лебедевой, которая родила ему сына Тараса (он умер несколько лет назад) и дочь Арину (сегодня живет в США). Говорят, Петр Мартынович всю жизнь был верен жене, и все же при всей его привязанности к семье ей было с ним непросто. Алейникова трудно назвать домоседом, и Валентине приходилось искать его по друзьям и чуть не силой приводить домой. Что же касается его пристрастия к алкоголю, то мнения людей, знавших актера, расходятся. В то, что он «злоупотреблял», кривельские старики верить отказываются. Да и племянник Петра Мартыновича Николай Николаевич, который и ныне живет в деревне и который не раз ходил со знаменитым дядей на охоту на зайцев, на рыбалку, уверяет, что если тот и выпивал, то только «по поводу» и не до потери сознания. Режиссер фильма «Утоление жажды» Булат Мансуров как–то в интервью передал журналистам слова медиков, что печень у Алейникова была совершенно здоровой. А от себя добавил: «Просто он легко пьянел от одной–двух рюмок, вот и давал повод для сплетен». Так или иначе, но в последние годы жизни Алейникова почти не снимали, а если и приглашали, то все больше на эпизодические роли. Осторожничали: а вдруг подведет? И все же ему дали драматическую роль Марютина в «Утолении жажды», и она ему удалась. В картине был такой момент: герой Алейникова украл деньги, после товарищеского суда корреспондент хочет написать о его проступке в газету, и Марютин умоляет его этого не делать, ему невыносима мысль, что обо всем узнает его любимая дочь. Сыграл он так искренне, что у его молодого партнера по фильму Анатолия Ромашина потекли слезы...

— У нас Алейникова любят все, — уверяет кривельчанка Тамара Рыданова. — Не только за талант. Многие из здешних старожилов знали его лично, ведь в деревне до 1962 года жила его мать, и он регулярно ее навещал. Человек простой, веселый и душевный, он был приветлив со всеми. Мне было лет 8, когда он со своим другом актером Борисом Андреевым приехал в деревню на голубенькой «Победе». Мы, деревенские дети, не то что актеров, машин никогда в глаза не видели, а он запросто пошел вместе с нами в школу и долго, с упоением рассказывал нам, как снимается кино. А мы слушали его, затаив дыхание и разинув рты.

Утоление жажды

В Ил–18, летевший из Ашхабада в Москву, Алейникова принесли на медицинских носилках. Никто из пассажиров даже не признал в изможденном худощавом мужичке неунывающего деревенского парня, который был предметом обожания всей страны. Была весна 1965 года. Хирург Иван Глотов, лечивший Петра Мартыновича в кремлевской больнице, где тот провел последние часы жизни, вспоминал: «Сначала мы вырезали ему одно легкое, пораженное раком, но потом опухоль перекинулась на второе... Заглянули как–то к нему в гости Крючков с Андреевым. Я прихожу в палату — койка Алейникова пуста. Всю больницу на уши поставил, спускаюсь в подвал, а он там напился с шоферней и на столе пляшет!..» Алейников умер 9 июня 1965 года. Ему было всего 50. Знал ли он, отправляясь на съемки в Каракумскую пустыню, что фильм «Утоление жажды» будет для него последним? Неизвестно. Но, говорят, незадолго до смерти он попросил режиссера Мансурова не менять рабочее название картины. Сказал: «Этот фильм — утоление моей актерской жажды»...


Справка «СБ»

Петр Мартынович Алейников родился 12 июля 1914 года в деревне Кривель Шкловского района Могилевской области. Учился в Ленинградском институте сценических искусств у Сергея Герасимова, который работу в фильме «Семеро смелых» зачел ему как дипломную. Снимался во многих фильмах. В их числе — «Большая жизнь», «Трактористы», «Конек–Горбунок», «Крестьяне», «Встречный». Последней творческой удачей стал фильм «Утоление жажды». За роль Марютина получил (посмертно) приз на Всесоюзном кинофестивале...


И это все о нем...

4 На один из приемов по случаю выхода фильма с участием Алейникова и Бориса Андреева (снимался в фильмах «Трактористы», «Большая жизнь», «Два бойца») их почему–то не пригласили. Тогда закадычные друзья явились туда в одних трусах, перемазанные чернилами. На съемках в Киеве эти двое слегка перебрали на банкете и устроились на ночлег... в витрине мебельного магазина на Крещатике. Наутро изумленные прохожие любовались своими кумирами, мирно посапывающими за стеклом на дорогих кроватях.

4 Алейникова очень часто приглашали на встречи со зрителями. Он никогда не отказывался, но перед выступлением всегда спрашивал: «Что сегодня за аудитория?» Ему докладывали: «Учителя, Петр Мартынович». Актер, помолчав для солидности, замечал: «Ну тогда я им прочитаю «Ленин и печник». В другой местности опять: «Что за аудитория?» Отвечали: «Колхозники, Петр Мартынович». Глубокомысленное молчание — и его коронное: «Ну тогда я им прочитаю «Ленин и печник». Еще одна встреча и тот же вопрос: «Что за аудитория?» — «Студенты, Петр Мартынович». — «Ну тогда я им прочитаю «Ленин и печник»...

4 Когда Алейников, не имевший, несмотря на громадную популярность, высоких званий, ушел из жизни, его отказывались хоронить на Новодевичьем кладбище. Борис Андреев, неизмеримо более обласканный властью, узнав об этом, немедленно отправился в ЦК. «Вот, — говорит, — какое дело: Петя–то Алейников перед смертью мне говорил, что мечтает лежать на Новодевичьем. Так уж нельзя ли?» — «Никак нельзя, — отвечали ему, — на Новодевичьем положено только народным артистам СССР, да хорошо бы, чтобы лауреат Госпремий и Герой Соцтруда... А ваш Алейников заслуженным РСФСР только был!» Тогда Андреев грохнул по столу огромным кулачищем: «А я помру — меня куда снесут? На Новодевичье? Так вот официально требую: положите Петьку в мою могилу, а меня уж — хоть под забором!..» В итоге Алейникова действительно похоронили на Новодевичьем. А для БэФэ (так называли Бориса Федоровича Андреева его друзья), которого не стало несколько лет спустя, места там уже не нашлось, его отнесли на Ваганьковское.

Фото автора и из музейного архива.

На снимке: дом, ныне — музей, где когда–то жил Петр Алейников.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter