По останкам найденным, недавно в центре Гродно, эксперты установили новые факты о героической 85-й Челябинской ордена Ленина стрелковой дивизии

Один из без вести пропавших

Неожиданные находки у возводимого в Гродно самого крупного торгово–развлекательного комплекса страны Triniti приковали к себе всеобщее внимание. Днем 11 февраля строители наткнулись на человеческие кости. Вокруг обнаружены боеприпасы, элементы оружия и множество предметов военной амуниции. Все говорило о павших воинах, останки которых извлекаются из земли уже восьмой десяток лет. Однако точки над «i» в таких случаях сначала расставляют следователи, чтобы исключить любую вероятность криминальной смерти людей в мирное время. Уже затем за дело берутся поисковики и историки.

Работы выполняют военнослужащие 52-го ОСПБ
фото vsr.mil.by

Следователь и эксперт изъяли костные останки трех человек. К ним присовокупили поврежденные безжалостным временем 133 патрона, два фрагмента стволов, противогаз, каску, пряжку поясного ремня, велосипедное седло, котелок, ложку, опасную бритву, монету и ряд иных предметов военной формы и снаряжения военнослужащих. Причем изначально было неясно, чьи это солдаты — Красной Армии или вермахта.

Эксперты и следователи изучают находки
фото автора

Работы у строящегося объекта были немедленно приостановлены. Следователи оперативно направили костные останки экспертам, и те, проведя предварительное исследование, высказали предположение, что речь действительно идет о гибели людей в годы минувшей войны. Изучив архивные материалы, следователи выяснили, что в месте обнаружения останков в первые дни войны шло ожесточенное сражение за город. Именно здесь приняла свой первый и фактически последний бой 85–я Челябинская ордена Ленина стрелковая дивизия. Руководители областных управлений Следственного комитета и Госкомитета судебных экспертиз приняли решение о совместном скрупулезном осмотре каждого изъятого предмета в лабораторных условиях, с применением самого современного оборудования и технологий. Только такой подход мог обеспечить выявление сведений об ушедших героях.

Немой медальон

Основную ценность представлял обнаруженный в земле медальон нашего солдата, именуемый смертной капсулой. В этом цилиндрическом пенале из бакелита мог храниться бумажный листок с личными данными военнослужащего. Правда, как показывает практика, время не щадит даже этот прочный футляр. Проникающие внутрь воздух и влага чаще всего разрушают тонкий листок, не позволяя идентифицировать воина. Кроме того, подчас сохранившаяся бумага попросту чиста. Не лишенные суеверий бойцы порой не заполняли записки при жизни, чтобы не напророчить себе смерть. Да и в послевоенное время местное население иной раз пускало вкладыши на самокрутки и прочие бытовые нужды. Бумаги тогда не хватало.

Безымянный медальон

Вскрытие капсулы показало, что бумажный вкладыш в наличии, но от времени почернел и фактически истлел. Развернуть его не представлялось возможным. При малейшем касании он рассыпался на части.

Несмотря на это, не терявший оптимизма заместитель начальника экспертного ведомства Дмитрий Гриневич поручил исследовать отдельные фрагменты листка в невидимых зонах светового спектра. В результате специалисты сумели обнаружить и рассмотреть одну из самых важных граф записки, в которую вписывалось имя воина Красной Армии. Она оказалась пустой, что позволило предположить: изначально записка была незаполненной. Владелец медальона так и останется безымянным.

Заговорила бритва

Старший следователь Виктор Казимирович и государственный судебный эксперт Виктор Бондарев приступили к скрупулезному осмотру прочих находок. Выяснилось, что все они серьезно пострадали: металл проржавел, кожа, резина и прочие материалы сгнили. Но исследовать их было необходимо, ведь довольно часто солдаты наносили свои личные данные на котелки, ложки, иное имущество. Вот и в этот раз труд профессионалов оказался ненапрасным. Применяя при осмотре ручки–футляра распавшейся на части опасной бритвы современные криминалистические средства, они обнаружили рельефное маркировочное обозначение фамилии владельца — Пышкин. Кроме того, начальные буквы фамилии воин выбил точками еще в трех местах этой ручки–футляра.

Эта бритва принадлежала бойцу Пышкину

Практически все прочие предметы тоже принадлежали бойцам Красной Армии. Вот только надписей на них найти не удалось. Разве что на противогазе имелась маркировка, а на ложке — клеймо производителя, ленинградского завода «Красный выборжец». Именно он снабжал армию котелками, флягами, кружками и ложками. Увы, владелец ложки не нацарапал на ней свое имя.

Озадачило лишь велосипедное седло. За давностью времени идентифицировать его крайне сложно. На велосипедах обычно передвигались гитлеровцы. Учитывая, что место, в котором его обнаружили, изначально захватывалось неприятелем, велосипед вполне мог принадлежать врагу. Однако седло может относиться и к мирному времени. Так что с этим еще предстоит разобраться.

Отчаянная контратака

Прежде чем интересоваться личностью военнослужащего с фамилией Пышкин, автор этих строк и замруководителя гродненских экспертов Дмитрий Гриневич окунулись в историю. Ряд интересующих материалов о первых днях войны в Гродно и боевом пути 85–й стрелковой дивизии предоставил известный гродненский историк Дмитрий Лютик.

На ложке было лишь клеймо завода

Дивизия передислоцировалась в Гродно в мае 1941 года. Военный лагерь раскинули у деревни Солы, ряд подразделений расквартировался у железнодорожного вокзала и у моста через Неман. Разработку плана действий на случай войны закончили 20 июня, но утвердить его не успели.

В первый день войны рассредоточенные на северо–восточной окраине города части дивизии выдвинулись на оборонительные участки западнее и южнее Гродно. Город оставили к вечеру, взорвав мосты через Неман. На следующее утро немецкая пехота без боя заняла Гродно, а 85–я стрелковая дивизия отошла к рекам Свислочь и Котра. Но вечером пришел приказ контратаковать Гродно. Утром 24 июня под беспрерывной бомбежкой вражеской авиации, неся ощутимые потери, стрелковые полки перешли в наступление. Неподготовленная операция в районе нынешних находок продолжалась 25 июня. Наступление велось по открытому пространству без должной поддержки авиации и артиллерии. Как следствие, бойцы гибли один за другим. В результате контрудар захлебнулся. Тысячи солдат полегли на поле боя. Остатки дивизии с тяжелыми боями выходили из окружения. Через линию фронта пробились всего несколько сотен человек. Комдив Бондовский был тяжело ранен и эвакуирован в тыл. 19 сентября 1941 года 85–ю стрелковую дивизию расформировали, присвоив ей номер 2–й дивизии народного ополчения из Ленинграда.

Символ славы

Списочного состава военнослужащих дивизии до сих пор нет. Установлено около 600 человек, а это лишь каждый 13–й! Память о защитниках города долгое время не была увековечена. Затем недалеко от места смертельного боя скромный монумент соорудил простой горожанин. Насыпал груду камней и увенчал их крестом. Впоследствии в честь военнослужащих 85–й дивизии одну из улиц областного центра назвали Стрелковой, а еще одной улице присвоили имя комдива Бондовского.

Учитывая изложенное, шансы отыскать защитника с фамилией Пышкин в процессе следственной проверки представлялись невысокими. Однако любопытную информацию удалось получить почти сразу. В банке данных ОБД «Мемориал» значатся 1.122 фамилии Пышкин. Методом исключения мы остановились на двух из них, пропавших без вести в 1941 году. Первый — Иван Михайлович Пышкин (иных данных нет). Второй — заместитель политрука 87–го Ломжанского пограничного отряда, дислоцировавшегося в какой–то сотне километров от Гродно, Серафим Пышкин. Он мог присоединиться к полку вместе с разрозненными частями. Впрочем, поиск требует более обстоятельной, скрупулезной работы, поэтому наверняка установить конкретного владельца опасной бритвы и попытаться отыскать его родственников или близких — дело будущего. Мы же сегодня вправе утверждать одно — фамилия воина Пышкина воскресла из небытия.

Дальше — больше

Следователи продолжают проверку. С помощью экспертов им еще предстоит провести ряд исследований и реконструировать историю, а также установить баллистические характеристики обнаруженных составных частей оружия и боеприпасов, получить результаты экспертиз по костным останкам, выяснить ряд иных вопросов.


Параллельно с ними на месте обнаружения останков дальнейшие раскопки организовал 52–й отдельный специализированный поисковый батальон. Ожидаемо они сразу же дали результат. Военнослужащие подняли останки еще одного бойца, отыскали в земле медальон, часы и советские монеты. Значит, сама жизнь диктует необходимость углубленного изучения этой страницы нашей истории. Предоставляя нам артефакты, дает возможность приоткрыть завесу тайны и узнать о героях, сложивших головы за нашу свободу и независимость. Героях, о которых один из поэтов сложил такие строки: «Холодной утренней росой омыт окоп, приютом ставший. Я — не погибший, не живой. Один из без вести пропавших».

serg22@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter