Один город и весь мир

Письмо из Гонконга
Нет на земле другого такого места... Избитая вроде бы фраза. Но ведь на самом деле — второго такого города в мире нет. Чтобы так все смешалось: ароматы китайской кухни, певучий кантонский диалект, британская основательность и учащенное сердцебиение мирового мегаполиса. Гонконг называют самым всемирным азиатским городом — очень точно. Азия встретилась здесь со старой Европой — в результате случился ни на что не похожий и ни с чем не сравнимый чудо–город, вобравший в себя весь мир.

Разнообразное буйство лиц и диалектов: вся бывшая Британская империя на одном клочке земли, полуострове Коулун. На Новой территории уцелели старинные китайские деревни, обнесенные стенами, — пару веков назад они защищали от дерзких набегов пиратов. Знатоки утверждают, что настоящую китайскую культуру нужно искать именно здесь, в Гонконге, потому что не было культурной революции, безжалостно уничтожавшей все «старое» и «отжившее». Поэтому на каждой улочке — обязательно если не храм, то хотя бы молельное место с изображениями богов и курящимися благовонными палочками, пропитавшими воздух всемирного мегаполиса трепетным духом китайскости. В храме Ань Мо предсказатель судьбы говорит по–английски, смешивая традиции, одна из которых полагает, что судьба наша в руках Господа и пытаться узнать его замысел — грех, а другая — что уготованную нам судьбу знать и можно, и нужно и изменить ее тоже в наших силах.

Гонконг — сплошные перепады высоты, а потому здесь, как в Шотландии, есть «равнина», «среднегорье» и «гора» — пик Виктория. Снизу на среднегорье можно подняться, поплутав по извилистым, скатывающимся вниз или карабкающимся криво вверх улочкам, а можно подняться на эскалаторе. Он и сам — известная городская достопримечательность, занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный (800 м) в мире. До 10.20 утра каждый день все его ступени едут только вниз — в это время обитатели среднегорья спешат на работу. А потом до полуночи можно ехать вверх — в жилые кварталы. Чудесно–познавательная поездка: эскалатор идет на уровне третьего–четвертого этажей, очень–очень близко к домам, так что любопытствующие не стесняются заглядывать в окна и подсматривать за чужой личной жизнью. Если кто помнит, был в одном из фильмов Вонг Кар Вая такой эпизод: жена смотрит, как по улице едет–возвращается домой ее муж. Не выдумка: он ехал на этом самом эскалаторе. А если сойти с него примерно посередине, попадешь в район Сохо с его обилием ресторанов и ресторанчиков всех мастей. Здесь же и Голливуд роуд — антикварная улица. Уличная специализация — это очень по–китайски. В любом городе Поднебесной есть улицы, торгующие мебелью, шторные, чайные улицы... Если хотите что–то купить, нужно просто узнать, на какой улице этим торгуют, — выбор гарантирован. В Гонконге я каждый день проезжала на трамвае мимо улицы сушеных морепродуктов — ароматное впечатление.

...Десять лет назад из британской колонии, которой Гонконг оставался последние 155 лет, он стал частью Китая — специальным административным районом, в котором на 50 лет сохраняются все атрибуты самостоятельности — валюта, визовая система и т.д. Так что сегодня это и Китай, и не Китай одновременно. Ощущение «я в Лондоне» не покидает: та же отличная разметка на дорогах, то же левостороннее движение, те же улицы — Куинс или Гарден роуд, те же магазины и кафе, то же многообразие лиц и тот же язык — английский. Пешеходам уступают дорогу (совершенно немыслимая в материковом Китае штука), по улицам ездят двухэтажные автобусы и трамваи, даже номера машин с английской спецификой: передние — белые, задние — желтые...

Есть, конечно, и многочисленные отличия, самое главное — небоскребы. Вид на побережье Гонконга — один из самых знаменитых и ошеломляющих городских пейзажей, здесь расположено больше всего в мире небоскребов. Самый, пожалуй, знаменитый — даже не самый высокий, здание банка HSBC, название которого, если кто не знал, расшифровывается как Банковская корпорация Гонконга и Шанхая, он до сих пор местные деньги печатает. Здание построили в 1985 году по проекту жуть какого сейчас знаменитого архитектора Нормана Фостера. Тогда оно было самым дорогим в мире: 1 млрд. долларов — это вам не шутки. А дороговизна объясняется не столько архитектурными изысками, сколько тем, что всю конструкцию пришлось ставить на огромные сваи. Мастера фэн–шуя в один голос твердили: от берега до «места силы» острова (а таким местом считается резиденция губернатора) должна быть прямая дорога — ничто не должно ее загораживать. Так что пришлось поставить огромное здание на сваи — чтобы живительная энергия ци и дальше наполняла чудо–город. Наполняет — энергией здесь заряжаешься по полной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter