Внешкольные уроки четвероклассника из отдаленной деревни

Один дома

Даниила в пятницу родители не пустили в школу. Мальчик приболел, велено было отлеживаться. С учетом того что четвертные оценки выставлены, а с понедельника вообще начинаются каникулы, радоваться бы парню. Так нет. Уже в субботу с самого утра он засел за уроки. Родители в шоке, а он свой порыв объяснил лаконично: 


“Не хочу отстать от программы”. Впрочем, мотивы у Даника более серьезные. В деревне он единственный ребенок. Скучно! 

Если не придумать себе занятие, день будет длиться бесконечно тоскливо и долго. Как школьник борется с вынужденным одиночеством, узнавал корреспондент “Народной газеты”.

Семья Барцевич несколько раз переезжала с места на место: довелось пожить и в городской квартире, и в загородном доме. А потом в жизни случилась деревня Шуляки среди обширных полей Слутчины. Глава семейства, а по совместительству ветеринарный врач Владимир Васильевич созвал совет, на котором и решили: хватит уже колесить по стране, пора осесть на одном месте. Стали, как говорится, жить-поживать да сперва одного сына, а потом и второго поднимать на ноги.

Деревня Шуляки помнит и лучшие времена. Еще лет 20 назад затерянный на отшибе поселок звенел детскими голосами. На подворьях мычали коровы, а стаи кур в ужасе разлетались перед колесами снующих машин. Сегодня — в межсезонье — там раздолье разве что для сбившейся с курса лисы. Жилых осталось от силы десяток дворов. Большая часть домов закрыта на пудовые замки, высматривает незрячими окнами своих хозяев-дачников, которые сюда пока не спешат. Гравийная дорога истосковалась по грейдеру. Достопримечательностей — помимо ухоженного восьмиконечного креста на перекрестке — здесь нет. Лесов вблизи нет. Озера или реки — тоже.

Наталья Анатольевна — мать Даника — встречает на дороге. Она социальный работник. Едва успела вернуться от одной из старушек-подопечных. Снег только сошел, во дворе грязновато. В вольере надрывается овчарка, еще один барбос вперемежку с двумя лоснящимися котами пригрелся на крыльце, да и глаза зажмурил. Чуть поодаль голубеет рамой классический сельский “Ижак”, рядом — мотоцикл “Минск”. Греют бока рулоны с сеном. Держит оборону несколько ошалевший от весны петух. Капель! 

А Даник засел в своей комнате. Он штудирует мамины журналы “Кудесница” и “Рукодельница” — недавно увлекся плетением из разноцветных резинок. На гостя лишь мельком в окно глянул и снова зашуршал страницами.

— Он у нас буквоед, — улыбается Наталья Анатольевна. — Ни одна газета мимо не проходит. Даже рекламные листовки изучает вдоль и поперек. А потом нам с отцом докладывает. Да еще требует экзамен держать — запомнили мы или нет.

Даниил в ответ победно потрясает лежащей под рукой толстой книгой. Это подаренная старшим братом детская энциклопедия, из которой ребенок почерпнул уйму интересных фактов. Замечаю, что стоящий на столе компьютер выключен. Удивляюсь. Но Даник к технике более чем равнодушен: “Нет, я, конечно, иногда люблю в какую-нибудь игру поиграть. Но все должно быть в меру”.

Парень каждое утро ждет школьного автобуса, как праздника. Это понятно, ведь по сути все общение со сверстниками проходит в стенах учебного заведения в соседней деревне Маяк. Там живет немало друзей, но в гости друг к другу ходят редко. Остается придумывать себе занятия дома, в кругу семьи.

— Как у нас проходят вечера? — задумывается мама Даниила. — Сын за уроки садится. Учеба дается довольно легко, особенно языки. Разве что над математикой приходится покорпеть. Надоело — в прятки играем, в “крестики-нолики”, другие настольные игры. Рисуем. Кажется, я из детства так и не вышла. Отца тоже нередко подключаем. Особенно если дело улицы касается. Вот после снегопада как сцепились в снежки играть! Мокрые были что мы, что собаки. Ну а когда брат его, Влад, приезжает, вообще хата ходуном ходит. Даром, что у них разница в возрасте 16 лет.

Тихонько бубнит телевизор — для фона, чтобы тишину разбавить. Даник говорит, что любит кататься на лыжах: “Правда, недалеко. На то поле, где зайцы и лисы, не хожу”. А потом немного грустнеет: долго не поиграешь, наедине с собой быстро становится скучно. То ли дело летом, когда дачники приезжают и детей с собой привозят.

Любой человек — существо социальное. Тем более ребенок. Ему без компании никак. 

А там случается всякое, бывает, и повздорят ребята. Даниил произносит: “Маленького и слабого обижать нельзя”. Наталья Анатольевна только руками разводит. Вспоминает, как девочки его обижали, а он терпел, даже за косичку ни одну не дернул.

Весна. Потеплело. Снега вроде бы больше не предвидится. Жизнь налаживается? Даниил пожимает плечами: пусть сначала лужи высохнут. 

А дальше будет дополнительная порция сезонных развлечений, которые большинству детей покажутся более чем странными. Например, Даниил любит помогать матери в огороде.

— Он с приезжими ребятами может поиграть, а потом говорит: “Все, я пойду к маме. Ей тяжело, кроме меня, помочь некому”. И действительно приходит, помогает в прополке. Потом опять убегает, — рассказывает Наталья Анатольевна.

То же касается и работы по хозяйству с отцом. Как только тот начинает возиться с мотоциклом, сын тут как тут. Подает инструменты, просто смотрит. Просит ножовку или топор, пробует рубить дрова, что-то пилить. Да и за домашней живностью ухаживает. Кормежка кур и собак с котами — вотчина исключительно мальчика. “Не сижу сложа руки!” — рапортует Даниил. Зачастую увязывается за отцом, когда тому приходится выезжать на очередной вызов. А вызовы частенько: ветврач в сельской местности нарасхват. Отец рад такой заинтересованности сына. Правда, пойдет ли сын по его стопам, ответить затрудняется: “Пока что наблюдаем. Мне кажется, что Даниил мог бы стать неплохим учителем русского или белорусского языка, литературы — строгим, но справедливым”.

Сам школьник так далеко не загадывает. Пока что все его мысли о лете, когда можно на пару месяцев с чистой совестью забыть о школе и чаще бывать на улице, общаться с друзьями. 

Родители прекрасно понимают, что их сыну непросто в одиночестве. Воспитание у Даника, по его собственному признанию, более чем мягкое. Если родители что-то и запрещают (например, включать газовую колонку, когда взрослых нет дома), то попутно очень подробно, на примерах объясняют, почему именно. А еще всегда, как бы ни были заняты по хозяйству или спешили на работу, внимательно выслушают сына.

Даниил надевает пуховик и натягивает ботинки. Под конец его застенчивость стала уходить, а потому проводить гостя вызвался персонально. Уже на пороге краткий диалог:

— Даниил, у тебя есть мечта? Ну такая, чтобы аж дух захватывало!

— Хотелось бы как можно чаще куда-нибудь ездить. В цирк, например. Или на экскурсии с родителями. 

Но, к сожалению, у них не так много времени.

Компетентно

Михаил Дернаковский, психолог, врач-психотерапевт:


— Для нормального развития любого ребенка очень важен круг его общения. Но вовсе не обязательно это должны быть сверстники, дворовая компания или одноклассники. В их вынужденном отсутствии ничего фатального нет. Социализации не обучают ни в учебном заведении, ни в кругу друзей. Как красиво поесть в ресторане? Достойно обратиться к руководителю? Грамотно провести переговоры? Завести беседу с представителем противоположного пола? Этому учит сама жизнь. Очень большую роль в получении первичных навыков общения играют родители. Другой вопрос, насколько им это удается? Если мама и папа, дедушки и бабушки способны заполнить проблемы коммуникации, уделить своему ребенку достаточно времени, обучить этикету, базовым принципам поведения в обществе, ребенок никогда не будет чувствовать себя ущербно.

Ощущение одиночества всегда относительно. Оно редко связано с ситуацией, а чаще всего — с личностью, характером человека. Некоторые ощущают дискомфорт в любой компании. Иным жизненно необходимо общение. А вообще, человек способен адаптироваться к любым условиям. Сегодня проблемы одиночества элементарно решаются с помощью новых технологий. Даже в крупных городах дети сплошь и рядом месяцами не видят сверстников, однако это не мешает им активно общаться посредством телефонов, мессенджеров, социальных сетей. Лет 50 назад ребенок на периферии мог бы испытывать некоторые сложности с коммуникацией, но не сегодня.

muravsky@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter