А вы знаете, что делают ваши дети дома одни?

Один дома

Девочки, что вы делаете?» — не сдержав любопытства, спрашиваю у третьеклашек, прилипших к мобильникам. «Играем в майнкрафт», — почти синхронно отвечают те, не отрываясь от экранов. «А что это такое?» — растерянно подсаживаюсь на лавочку возле своего подъезда. «Тетя, вы реально не знаете, что такое майнкрафт?» — смотрят на меня три пары округлившихся глаз. Признаюсь, в этот момент я почувствовала себя реконструкцией австралопитека Люси, которую обступили школьники с айфонами. Пропуская мимо ушей лекцию музейного гида о том, что было миллионы лет назад, они делают селфи на фоне покрытой пылью древности.



Девочки рассказали, что мобильники им выдали родители, и любезно загрузили «отсталой тете» в Youtube «самый классный трейлер» про майнкрафт (кстати, полнейшая чушь). Конечно, взрослые в курсе, что чада иногда «залипают» в игры. Дети признались, что мамы иногда, если не очень устали после работы, даже ругаются. Но взрослые идут на такие жертвы, потому что в рабочее время только так контролируют ребенка. Из школы пришел, котлету съел, уроки сделал. А кружки? Вы же такие смышленые. Сели в общественный транспорт — и в художественную школу или на танцы. Девочки с явным сочувствием к однокласснице отвечают, что у них только Кристина ходит в музыкальную школу. Не повезло подруге: уроков учит в два раза больше, гуляет во дворе редко. Еще парочка мальчишек бегает после учебы на карате, занятия проводятся в их спортзале. На этом все — конец.

Лично они, горделиво продолжили мои юные собеседницы, посещают только школьные факультативы. И смысла куда-то ездить, «тратить бензин» (фраза явно позаимствована у родителей) не видят. У них и дома полным-полно возможностей для личностного роста (так и сказали!). Например, 9-летняя Вика скачала уроки английского и смотрит мультики-лекции. Ровесница Катя плетет из резиночек, пользуясь видеоподсказками какой-то Оли Рэйнбоу на канале в Youtube. Самой практичной оказалась Оля, она часами смотрит детский телеканал. Там и физкультминутки, и задания по иностранному, сюжеты по творчеству своими руками, и даже уроки логики есть.

Так коротают свободное время современные дети. Способные что угодно отыскать во «всемирной паутине». Приспособленные к действительности? Или уже с младшей школы лишенные внимательного участия родителей в развитии ребенка? Школа дает широкие, но все-таки базовые знания, а в каждом ребенке заложена индивидуальность. Этот потенциал надо найти и раскрыть!

И не только для себя. Дети — 19 процентов населения Беларуси. И 100 процентов нашего будущего!

Недавняя прокурорская проверка в Брестской области в некотором роде подтвердила слова девочек: в 67 специализированных учебно-спортивных учреждениях области на бюджетной основе занимается 18 процентов от общего количества учащихся общеобразовательных школ с первого по девятый класс. В сельской местности и того меньше — 14 процентов. Кроме того, за 9 месяцев текущего года из более чем 51 тысячи детей из малообеспеченных и многодетных семей, обучающихся в учреждениях общего среднего образования, постоянной досуговой деятельностью было занято только 70 процентов. Причем основная нагрузка на заполнение свободного времени ложится на учреждения образования: шестой школьный день и тому подобное.   

В это время на лавочку подсаживается «робот». Это 10-летний Егор, который прошел на мобильнике все уровни какой-то игрушки. Его мама тоже недавно «позаботилась», подарив сыну навороченный телефон. Благодаря этому мальчик знает наизусть имена супермашин, которые моему уму воспроизвести так виртуозно вряд ли удастся. «А ты умеешь делать модели самолетов?» — спрашиваю у погрузившегося в виртуальный мир мальчика. Тот отрывается от девайса и с интересом смотрит на меня: «Не умею. А разве этому кто-то учит?»

Учат, мальчик, учат. В стране успешно работает сеть учреждений дополнительного образования, где каждому любознательному малышу найдут занятие по душе. Ты, главное, приходи. Подружиться со знаниями никогда не поздно, тем более что в декабре-январе многие секции объявляют о дополнительном наборе. А нам, уважаемые родители, выговор: дав в руки малолетних детей мобильники, мы не знаем наверняка, что наши сыновья и дочки в действительности делают одни дома. 

hanna.petrachenka@yandex.ru 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter