Один день и весь мир

Будет день - будут хлопоты.
Будет день - будут хлопоты. И в этой круговерти, где делам отводится время, а безделью - редкие часы, человек, как правило, не задается вопросом о смысле существования и глобальных законах мироздания. Но вот о чем он никогда не забывает, так это измерить свою жизнь с помощью слова "счастье". У шкалы, на которой оно начертано, 10 делений. И какими бы разными ни были люди, большая часть этих "делений" у всех совпадает: здоровье, семья, любимая работа, просто работа, просто любимая... Чаще всего мы отказываемся назвать себя счастливыми, если не держим в руках всю "десятку". Избавиться от излишней категоричности помогает взгляд на потери и свершения людей, чей жизненный путь мы, с помощью истории и литературы, можем проследить от начала до конца, зная с высоты времени, что в итоге оказалось самым ценным, а из-за чего не стоило страдать с самого начала. Можно ли чему-нибудь научиться на чужих ошибках? Это спорно. Может ли чужой опыт примирить нас с собственными промахами, да и с самой жизнью, ограничивая в стремлении делать поспешные выводы, и опускать руки, пока еще можно что-то исправить? Безусловно.

Мы продолжаем цикл публикаций, в которых события разных веков и лет объединены одной датой. Сегодня это - 25 октября. О чем расскажет нам этот осенний день?

Принято считать, что времена всегда одинаковы, что, изменяя условия своего проживания, человек не в силах переломить свою натуру, которой случается бывать и капризной, и жестокой, и бескомпромиссной. Трудно сказать, так ли это на самом деле. Иногда в событиях 400 - 500-летней давности есть такая искренняя и безыскусная радость, которая свежестью своего восприятия напоминает нам детство и, к сожалению, никак не вписывается в наш век. Речь идет о великих географических открытиях. В далеком XVII веке капитан голландского судна "Эндрахт" Дирк Хартог, следуя из Голландии на Яву, наткнулся на какую-то пустынную плоскую землю. Почти сразу выяснилось, что это остров. Голландские моряки высадились на него и установили столб, к которому прибили оловянную тарелку с выгравированными датой открытия: "25 октября 1616 года" и именем капитана. Так в очередной раз была открыта Австралия. Дело в том, что этот континент "открывали" многие: от древнегреческого ученого Птолемея до знаменитого своей экзотической кончиной капитана Джеймса Кука. Командиры кораблей то и дело натыкались на какой-нибудь из берегов Австралии, совершая свои путешествия, а ученые вычислили существование неизвестной южной земли теоретически. Так подсчет площади и массы известной науке суши выдавал вопиющий дисбаланс между "верхним" и "нижним" полушариями. Средневековая наука даже вывела теорию о том, что в один прекрасный день Земля возьмет и перевернется и все живое посыплется с нее в тартарары. Исходя из этого, долгое время об Австралии говорили как о мифической стране. А раз страна мифическая, да еще к тому же и южная, значит, золото там растет на пальмах. Именно за золотом и отправился еще один голландский капитан Виллем Янсзон - официальный первооткрыватель Зеленого континента, достигший сначала южного берега Новой Гвинеи, а затем проникший на низменный пустынный берег австралийского пролива. Надо сказать, что поначалу большого энтузиазма это открытие в Европе не вызвало. Ни пресловутого золота, ни жемчуга, ни других ценных и полезных материалов обнаружить в то время в Австралии не удалось. Зато нашли кенгуру и утконоса.

Наш следующий герой задавал себе вопросы иного порядка. Терпя неудачи и не желая смириться с поражениями, он думал о стоимости нового дела, когда 25 октября 1808 года приобрел право на издание энциклопедического словаря. Этого 36-летнего немецкого коммерсанта звали Фридрих Арнольд Брокгауз. Многочисленные дела, проблемы и неприятности не позволили ему сразу оценить значимость "покупки". Лишь спустя 4 года тогда еще мало известный предприниматель Брокгауз обратит на новое детище пристальное внимание и возьмет на себя редакторские обязанности, внеся в начинание соответствующие духу времени перемены. Пройдут годы и его "Энциклопедический словарь" (в просторечии "Брокгауз") станет всемирно известной и самой популярной энциклопедией, которая с успехом выдержит 16 изданий. А в конце XX века переместится с бумажных носителей на мультимедийные компакт-диски, начав свое существование в электронном виде. Конечно, Фридрих Брокгауз в свое время об этом и не помышлял, но, думается, такой поворот событий показался бы заслуженным человеку, отдавшему все свои знания и талант предпринимателя на основание одной из крупнейших в мире книгоиздательских империй, перешедшей после смерти издателя в руки его сыновей, затем - внуков и правнуков.

А начиналось все, как водится, с мечты, целеустремленной учебы и первых неудач. Сначала юный Фридрих Арнольд много занимался науками и новейшими языками. Затем пробовал организовать торговлю мануфактурными товарами (из-за изменений в законодательстве ее пришлось прекратить), выпускать журнал (он был запрещен), потом другой (его постигла та же участь). Дела первого книготоргового предприятия Фридриха Брокгауза тоже шли далеко не успешно. Ему приходилось подстраиваться под довольно сложную политическую обстановку, выдерживать жесткий натиск цензуры, то и дело принимая кардинальные решения. Лишь когда предприятие Брокгауза окрепло, он смог начать воплощать в жизнь свои замыслы, издавая словари, альманахи и самые различные литературные произведения. А к началу XX века издательская фирма "Брокгауз" выпускала продукцию почти на всех европейских языках и открыла свои отделения во многих столицах мира.

Совершенствование своего таланта и путь к вершинам мастерства не менее сложно дались и Жоржу Бизе, французскому композитору, родившемуся в этот день в 1838 году. Казалось бы, что его великолепные музыкальные способности (в 4 года мальчик знал все ноты, а в 10 лет был принят в Парижскую консерваторию) - залог безоблачного успеха. И действительно феноменальные слух, память, блестящие пианистические и композиторские данные приводили в восхищение учителей юного Жоржа. Но следующие за окончанием консерватории годы стали для него периодом непростых испытаний. Самое крупное достижение Бизе - опера "Кармен", итог двухлетней работы. Исполнительский состав для ее премьеры был подобран идеально, и ничто не предвещало неудачу. Но опера, сегодня любимейшая и обошедшая все сцены мира, на первом представлении провалилась: первые два акта были приняты зрителями хорошо, третий - сдержанно, четвертый - ледяным молчанием. В прессе она была названа безнравственной и в конце концов снята с репертуара. Для композитора это означало крушение всех творческих планов. Ровно через три месяца он, не вынеся душевных потрясений, умер.

Но у жизни есть и другие, прямо противоположные, сюжеты.

25 октября 1881 года родился Пабло Пикассо, ярчайший талант, преобразовавший искусство XX века, художник, самые восторженные эпитеты в адрес которого не будут преувеличением. Первое, что поражает при знакомстве с историей жизни и творчества Пабло Пикассо, так это необыкновенно удачное соединение художественных способностей, физического здоровья и благоприятных житейских обстоятельств, которые будто бы специально были подарены этому человеку судьбой. Будущий художник родился в семье профессора рисования. А это означает, что с самого раннего детства творческая одаренность мальчика имела естественный и благодатный выход. Ему были доступны все художественные материалы, которыми пользовались художники того времени. Ему не нужно было тратить годы, чтобы узнать, чем акварель отличается от гуаши, как натягивается подрамник, как грунтуются холсты, как держат кисти и карандаши, какими лаками и в каких пропорциях разводятся масляные краски. Эти и множество других маленьких, но необходимых профессиональных знаний он получил в самом раннем детстве и "с доставкой на дом". Сколько лет и сколько сил потребовалось Архипу Куинджи, чтобы просто получить профессиональное художественное образование! Каким сложным был путь Ван Гога! А скольким по-настоящему талантливым людям жизнь просто не позволила проявить свои дарования!

Последняя дата сегодняшнего путешествия возвращает нас на родину. 25 октября 1913 года родился Владимир Цеслюк, известный еще в Великую Отечественную войну как фронтовой оператор, а позднее - режиссер, снимающий хронику, документальные и научно-популярные фильмы. Часто во время школьных каникул он брал с собой на съемки сына, и наконец наступил момент, когда тот, взяв кинокамеру, сделал первые самостоятельные шаги в качестве кинооператора. К сегодняшнему дню оператор и режиссер киностудии "Беларусьфильм" Владимир Цеслюк-сын снял несколько сотен документальных фильмов. Большинство из них о спорте: "Большая диагональ", "Высота", "Трамплин у озера", "Играя, верь", "Увидеть победу" и многие другие.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter