Один день. И весь мир

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных событиям, произошедшим в разных странах и на континентах, в разные века и десятилетия в один и тот же день.
Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных событиям, произошедшим в разных странах и на континентах, в разные века и десятилетия в один и тот же день. Сегодня это 31 июля.

31 июля 1768 года в семье крепостного кузнеца родилась девочка, которой предстояло стать графиней. Сначала юная Прасковья попала в барский дом на обучение - она обладала исключительными вокальными данными, затем стала исполнять главные роли в домашнем театре Шереметевых. Совместные музыкальные занятия сблизили актрису и графа Николая Шереметева, и через 17 лет после начала их любви они поженились. Справедливо полагая, что высший свет Петербурга может быть очень жестоким, граф держал свой брак в тайне, опасаясь травли жены. Он рассказал о нем лишь тогда, когда дни 35-летней Прасковьи были сочтены - она умирала от туберкулеза. Что тут началось!

Взять крепостную в любовницы - это пожалуйста, это сколько угодно. Но чтобы граф Шереметев, чьи предки возводили на престол Михаила Романова, ходили в сподвижниках Петра I, женился на крестьянке - это, уж извините, просто аморально. К чему мы в итоге придем? О времена, о нравы!

Но граф, искренне любивший свою жену, полагал, что она достойна гораздо большего, чем участь барской содержанки. "Долгое время я наблюдал свойства и качества ее, - написал он впоследствии, - и нашел украшенный добродетелью разум, искренность и человеколюбие, постоянство и верность".

О смерти супруги граф известил всех друзей и родственников, но никто из высшей знати на похороны не пришел. Дружба дружбой, но мезальянс сочли непростительным.

История, о которой мы будем говорить дальше, началась в Голландии. В ХVIII веке в этой стране жил знаменитый коллекционер Браамкамп. Его собрание картин пользовалось европейской известностью и состояло из полотен голландских, фламандских, итальянских и французских мастеров. В этот день в 1771 году картины из собрания Браамкампа были выставлены на аукцион, где их приобрел для Екатерины II князь Голицын. Но только к императрице шедевры мировой живописи не попали. Судно, на котором их везли в Петербург, затонуло у берегов Финляндии. Так раритеты оказались не в Эрмитаже, а в холодной воде. И кто знает, сколько еще предметов искусства скрыто от глаз людей под водой или в земле. Белорусские археологи считают, что счет кладов, которые находятся в нашей стране, идет на тысячи. И, пожалуй, самый легендарный, самый богатый из них - это 12 апостолов, выполненных в человеческий рост из золота и серебра и украшенных драгоценными камнями. Апостолы принадлежали роду Радзивиллов и исчезли из Несвижского замка в начале ХIХ века, во время Отечественной войны 1812 года. По одной из версий, тогдашний владелец замка Доминик Радзивилл в преддверии наступления русских войск приказал своему управляющему вывезти апостолов из города, но тот не успел выполнить это распоряжение, а потому взорвал тоннель, который вел в сокровищницу магнатов. Кто только не искал с тех пор золотых апостолов - все безрезультатно. Где они теперь? Быть может, тоже в холодной воде? Или глубоко под землей, среди корней деревьев и камней?

Сегодняшний день дает нам возможность вспомнить о Ференце Листе, умершем 31 июля 1886 года. Подобно многим своим "коллегам по таланту", он начал играть и сочинять музыку в детстве, с 9 лет выступая перед слушателями. Музыкальное наследие композитора насчитывает свыше тысячи произведений, его талант педагога - а занимался с учениками Лист всегда бесплатно - превозносят до сих пор. Но все же широкую публику композитор покорил своим мастерством пианиста. Лист разворачивал рояль так, чтобы слушатели, пришедшие на концерт, видели профиль музыканта и его руки. Иногда он ставил на сцену несколько инструментов и ходил между ними, играя на каждом. Но чаще воспроизводил на одном только рояле звучание полного оркестра. Причем эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне Лист оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки.

А теперь перенесемся во Францию. В этот день в 1944 году французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери отправился в разведывательный полет, из которого не вернулся, пропав без вести. Загадку его исчезновения удалось разгадать лишь через 60 лет, когда были найдены обломки самолета Экзюпери. Оказывается, летательный аппарат, по все еще не выясненным до конца причинам, на большой скорости и почти вертикально упал в море и взорвался, оборвав жизнь автора прекрасной и единственной в своем роде сказки о Маленьком принце. Это невероятно, но не самая большая по объему повесть о забавном мальчике с удивленными глазами, переведенная на 118 языков мира, превосходит по продажам, а значит, и по популярности рекламно раскрученную, экранизированную, остромодную 5-томную историю о Гарри Поттере. Во всяком случае, пока. В чем секрет "Маленького принца"? Быть может, в щемящей душу узнаваемости деталей того мира, в котором мы живем. Мира, где "все наперечет и все знакомо", где у хрупких роз "только и есть, что четыре шипа", где саднит сердечко у тех, кого приручили и забыли, где "зорко одно лишь сердце" и "самого главного глазами не увидишь".

И последняя дата сегодняшнего экскурса в историю. В этот день в 2001 году в Москве в Государственном музее изобразительных искусств была открыта выставка, содержащая предметы искусства из коллекции князя Николая Юсупова. Знаменитый вельможа, владелец бессчетного количества имений, находившихся едва ли не в каждом уезде тогдашней Российской империи, кавалер всех отечественных и многих иностранных орденов пополнял свою коллекцию картинами, скульптурами, античными книгами на протяжении жизни. Благо для этого у него были все возможности: князь слыл богатейшим человеком своего времени, много путешествовал, был знаком с самыми влиятельными и умными людьми эпохи, которые восхищались его широкой образованностью. Вольтер и Дидро были его друзьями, а Бомарше посвятил князю поэтические строки. Но главное сокровище, обращенное к Юсупову, это, пожалуй, "Послание к вельможе" - стихотворение, посвященное ему Пушкиным. Несмотря на полувековую разницу в возрасте, князь и поэт легко находили общий язык, встречались и подолгу беседовали. А познакомились они, когда Пушкину было всего три года. Будущий поэт часто гулял в известном всей Москве Юсуповском саду, окружавшем дворец князя. Там рос дуб, обвитый золотой цепью, по которой "бродил" огромный, говорящий, пушистый кот, сконструированный голландскими механиками. Юный Пушкин спрашивал няню, что говорит кот, но та не понимала по-голландски. И тогда будущий поэт решил для себя обязательно раскрыть эту тайну. Что ему и удалось сделать спустя годы, когда он писал "Руслана и Людмилу". Оказалось, что кот, "идет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит". Во всяком случае, именно эти строки Пушкину подсказало воображение, помноженное на поэтический талант.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter