Один чемпионат всех не вытянет

ДОРОГА из Бреста до Минска длинная, и уже где-то на полпути появляется желание заглянуть в придорожное кафе и выпить чашечку кофе или чая, а то и перекусить. Но на трассе М1/Е30 Брест — Минск — граница РФ таких объектов общепита немного. Есть небольшие кафе возле Березы, Барановичей и других райцентров, однако больше всего водители и туристы любят останавливаться в большом, уютном кафе «Валентина» под Ивацевичами. Сегодня оно является, пожалуй, самым популярным на оживленной трассе, и здесь можно не только остановиться на обед, но и заночевать в гостинице, купить в дорогу продукты в магазине. И все — по умеренным ценам.

Чтобы бизнес был успешным, одного желания мало. Нужны идеи

ДОРОГА из Бреста до Минска длинная, и уже где-то на полпути появляется желание заглянуть в придорожное кафе и выпить чашечку кофе или чая, а то и перекусить. Но на трассе М1/Е30 Брест — Минск — граница РФ таких объектов общепита немного. Есть небольшие кафе возле Березы, Барановичей и других райцентров, однако больше всего водители и туристы любят останавливаться в большом, уютном кафе «Валентина» под Ивацевичами. Сегодня оно является, пожалуй, самым популярным на оживленной трассе, и здесь можно не только остановиться на обед, но и заночевать в гостинице, купить в дорогу продукты в магазине. И все — по умеренным ценам.

Теперь это даже не объект общепита, а частное унитарное предприятие «Валентина и дочери», которое два десятка лет назад начиналось с обыкновенного вагончика в поле. Тогда супруги Виктор и Валентина Ермаковичи делали в бизнесе первые шаги. Со временем к ним подключились и дети, а когда посетителей стало очень много, здесь были созданы десятки новых рабочих мест.

— Развиваться было непросто, — вспоминает Валентина Ермакович. — Сильно давили проверками, бывало, за год раз двадцать трясли, а то и больше. Но мы выстояли, потому что считали, что выбрали свое дело и работаем нормально.

К слову, именно на этом кафе в 2005 году «погорел» тогдашний председатель Ивацевичского райисполкома Виталий Дмитраница, осужденный на 12 лет лишения свободы за требование крупной взятки у владельца частного предприятия. Больше на Ермаковичей никто не «наезжал», и их семейный бизнес пошел в гору.

Какова ситуация сейчас? Работать сложно, признаются хозяева объекта.

— Поток посетителей в последнее время заметно упал, — говорит Валентина Николаевна. — В связи с событиями в Украине многие туристы, которые раньше останавливались и обедали у нас, теперь не заезжают. Уменьшился поток автотранспорта, следующего из Беларуси в Европу и в обратном направлении. Трудно сказать, с чем это связано, но мы очень надеемся на предстоящий чемпионат мира по хоккею, который в мае пройдет в нашей стране, и готовимся встретить посетителей не только разнообразием блюд, но и приятными сюрпризами. Для местных жителей устраиваем банкеты, торжества. Проходят они в основном в выходные дни. В будни обеденные залы зачастую полупустые.

К слову, разместиться в кафе «Валентина» есть где. Вниманию клиентов два уютных зала на 40 и 50 посадочных мест, комфортные номера в гостинице, душ. Стоимость одноместного номера составляет всего около 130 тысяч рублей, что гораздо дешевле, чем в расположенном в 15 километрах райцентре. Однако не всегда все жилые помещения на объекте бывают заполнены.

Уменьшилась и выручка от реализации товаров в магазине. Еще не так давно здесь работали два продавца, теперь с потоком покупателей вполне справляется один. И вообще, если ситуация не изменится к лучшему, торговую точку планируют закрыть.

Тем не менее сворачивать свой бизнес Ермаковичи не собираются. Будут новые способы привлечь клиентов, радовать скидками, акциями. Иначе в придорожном сервисе на успех рассчитывать сложно.

В деревне Федьковичи Жабинковского района возле трассы с Бреста на Минск много лет работало небольшое кафе. Теперь его нет. То ли близость к областному центру, где есть много точек общепита, то ли упавший поток автотранспорта, то ли иные причины привели к тому, что владельцу стало невыгодно содержать убыточный объект.

По словам начальника управления торговли и услуг Брестского облисполкома Вадима Кравцова, расстояние между придорожными объектами общепита составляет в среднем 20 километров при требовании в 30—40 километров. Некоторые кафе, действующие при той же трассе М1/Е30, закрылись, и не потому, что не выдержали конкуренции, а потому, что за время их эксплуатации в развитие не было вложено практически ни рубля.

Александр КУРЕЦ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter