Единство двух Заветов осмысляет не одно поколение богословов и библеистов

Один Бог двух Заветов

У  берегов Дании есть удивительное место, где сходятся вместе два моря — Северное и Балтийское. Кажется невероятным, что у моря есть граница, четко проведенная линия, отмеченная не человеком, а самой природой. Вот бледно-бирюзовые воды Северного моря, вот лазурная синева Балтийского. Течения бегут навстречу друг другу, но из-за разницы в солености и плотности воды моря не смешиваются и будто не покидают своих собственных пределов.

pixabay.com

Мне вспоминается эта картина, когда я смотрю на Библию. Под одной обложкой живут два Завета — Ветхий и Новый. Книга одна, а сколько отличий! Какая огромная разница между кровавой ревностью пророков и апостольским призывом к любви и нежности. Думаю, не мне одному в юности приходила соблазнительная мысль, что Бог Ветхого Завета — это не наш христианский Бог. Слишком много жестокости, слишком много огня и крови для одного Бога. Трудно поверить, что наш Спаситель, Бог Любви, имеет отношение к Ветхому Завету.

Однако Евангелие слишком убедительно доказывает, что и Ветхий Завет, и Новый — это все о Нем, о Христе. Все жертвы, страдания, бегства, войны и жертвоприношения были знаками и символами, которые изображали грядущее Воплощение Бога. Провидцы Ветхого Завета использовали слишком грубые краски, редко различали оттенки, их образность была подчас буквально топорной. Что поделаешь, таким было их время, на таком языке они говорили, так мыслили. Как пишет мудрый апостол Павел: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних времен» (1 Кор 10:11).

Христос — это и есть та точка, к которой устремлены бурные течения двух океанов — Ветхого и Нового Заветов, точка, в которой они встречаются, опознают себя, обретают свой подлинный смысл. Пророки и апостолы говорили об Одном. Пророки и апостолы служили Одному Богу, хотя и разделяли этих служителей целые столетия.

Единство двух Заветов осмысляет не одно поколение богословов и библеистов. Когда на Руси не хватало ни тех ни других, наши мудрые предки предавались богомыслию языком искусства, красками иконописи. В пространстве иконы поставить рядом с древним пророком молодого апостола может любой художник. Ему не помешает ни разница возрастов, ни культурные различия. Но даже как объект религиозного почитания икона все равно останется произведением искусства, которое в своих пределах может выдержать любые библейские сюжеты и богословские интерпретации. А вот реально, физически собрать в одном месте пророков с апостолами удалось лишь однажды. И таким местом была гора Преображения, где Христос в окружении апостолов беседует с древними святыми: Моисей умер за тысячу двести лет до Христа, Илия — за девятьсот.

В событии Преображения много тайн, однако среди всех истин, открытых на горе Фавор, одной из самых важных является откровение о единстве двух Заветов — Нового и Ветхого, об их взаимном общении, отражении одного в другом.

Возможно, однажды богословские прозрения иконописцев выльются в создание «фаворского» чина иконостаса: собор апостолов с одной стороны и сонм пророков — с другой, и оба собрания представлены в лазурном цвете Софии — откровения о присутствии Бога в Его творении, откровения о пребывании Творца с нами — Христос посреди нас!

Архимандрит Савва МАЖУКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter