Один берет талантом, а другой — упорством

Чтобы ребенок победил на олимпиаде, нужно в него поверить

Чтобы ребенок победил на олимпиаде, нужно в него поверить

Миловидная, улыбчивая, хрупкая… Сложно поверить, что на плечах преподавателя биологии средней общеобразовательной школы № 1 г. Сморгонь Людмилы ДУБОВСКОЙ (на снимке), помимо любимой работы, еще и забота о школьном приусадебном участке, профсоюзная нагрузка. К тому же она заботливая жена и мама. Когда только умудряется успеть все и сделать это не просто так, а на самый высший балл? В чем ее секрет?

Сейчас Людмила Ярославовна, педагог с более чем 20-летним стажем, не представляет себе иной жизни, судьбы и профессии и с удовольствием делится своими знаниями со школьниками. А ведь во время учебы в школе она мечтала о медицине и хотела стать врачом. Собственно, это и определило ее любимый предмет — биологию. Хотя учеба в принципе давалась девушке легко, и школу она окончила с золотой медалью.

Но когда пришло время поступать, в мединститут идти не отважилась. Решила, что больше шансов поступить на биофак ГрГУ имени Я. Купалы. В тот момент там готовили врачей-лаборантов. Но к 4-му курсу ситуация изменилась, и Людмила получила диплом преподавателя биологии. Так она осталась в школе.

Но сказать, что это было слишком неожиданным поворотом, нельзя. Девушка училась на заочном отделении, а значит, работала. И местом ее работы была та же школа. Когда стало понятно, что молодой специалист придет на работу в школу, коллектив обрадовался, ведь девушку знали с лучшей стороны. Инициативная, ответственная, не боящаяся трудностей. «Сначала мне доверяли самых маленьких, а после и старшие классы, — вспоминает она. — Бывший директор школы, тоже биолог, сначала «вручил» 9—10-е классы, а в 11-х вел занятия сам. Но после, посмотрев, что я справляюсь, доверил мне и 11-е».

Параллельно с преподаванием и другими нагрузками Людмила Дубовская активно занимается подготовкой олимпиадников. Впрочем, первые победы были еще в далеком 1996-м. Тогда двое ее учеников взяли вторые места по району. Теперь воспитанников больше и планка, которой они достигают, выше. На счету Людмилы Дубовской — около 20 победителей районных и участников областных олимпиад. Ежегодно она готовит 2—3 ребят. Много это или мало? Сложно сказать. Но, мне кажется, главное, что любовь к биологии они проносят через всю жизнь. Катя Синкевич, Лена Сермакшева, Ира Филенкова, Галя Каминская, Юля Оскирко, Марина Якубель, Юра и Игорь Михайловские — педагог с любовью называет имена воспитанников. Интересно, что многие из них осуществили несбывшуюся мечту Людмилы Дубовской и связали свою судьбу с медициной.

Как выделить из общей массы школьников тех, кто способен побеждать на олимпиадах? У каждого педагога ответ свой. Людмила Ярославовна убеждена: обратить внимание можно на тех, кто устоял во время урока. Тех, которым все понятно и когда это понимание системное, а не просто заучивание материала. С такими ребятами можно работать.

Но что делать, если ребенок пришел сам? А если он уже в 11-м классе? И говорит: я хочу. «Ира Филенкова, очень способная девушка, пришла ко мне в 9-м, — говорит педагог. — Казалось бы, это тоже поздно. Пришла со словами: «Меня никто другой не взял для участия в олимпиаде. Можно, я к вам буду ходить?» И они вместе с другой моей воспитанницей, которая пришла на год раньше, заняли тогда призовые места на районной олимпиаде, а на областной Ира получила благодарственное письмо в 9-м классе. Главное, на мой взгляд, дать ребенку возможность поверить в себя. Тогда у него все получится. Не все дети одаренные. Но это не страшно. Один берет талантом, а другой — упорством». А еще добавляет: «Учитель — это ключ, который способен завести механизм ребенка так, что раскроются все его личностные особенности, всесторонне проявятся индивидуальные способности».

Задача учителя — заинтересовать, «заразить» своим предметом ребенка. А для этого надо много знать и активно внедрять в учебный процесс все существующие учебные новинки. «Мы используем электронные учебники, компьютерное тестирование знаний, — рассказывает Людмила Дубовская. — Многие ребята сами ищут информацию по изучаемой теме в Интернете, готовят презентации и участвуют в полной сборке всего материала к уроку. Кроме того, есть вещи, которые без использования компьютера просто не воспринимаются. Например, без него нельзя увидеть модель ДНК».

А еще у влюбленных в биологию школьников есть возможность использовать свои знания на приусадебном участке. Систематически в школе № 1 занимаются озеленением, несколько раз занимали призовые места на республиканском уровне. Любопытно, что и в этом немалая заслуга Людмилы Ярославовны. Оказывается, школа ни одного куста рассады не купила: все делается усилиями учителя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter